Стержневая идея программы - московский стандарт качества образования. В содержательном плане это и есть модернизация, дальнейшее развитие всех аспектов и сторон деятельности каждого образовательного субъекта. Думаю, что система образования Москвы имеет мощный потенциал, собственные резервы и возможности для преодоления этой высокой планки.
МГПУ как многопрофильный научно-образовательный центр в этом отношении не исключение. Основными слагаемыми для создания современной модели подготовки учительских кадров наш университет уже располагает. У нас есть достойная и развитая инфраструктура учебно-материальной базы (новейшие информационные программные ресурсы, современное компьютерное и мультимедийное оборудование, интеллектуальные ресурсы), есть высокий научно-педагогический потенциал.
Деятельность МГПУ изначально базировалась на идее классического университетского образования, сочетающего в органическом единстве две важнейшие функции - образовательную и научную. Университет выпустил уже более 28 тысяч студентов, их них более тысячи (32,4%) - по классическим специальностям и более 19 тысяч (67,6%) - по педагогическим.
Ежегодно свыше 70% выпускников по педагогическим специальностям идут на работу в образовательные учреждения. Наши выпускники успешны и востребованы, это неоднократно отмечали Евгений Ямбург, Ефим Рачевский, Марина Фирсова, Александр Бубман и другие директора лучших образовательных учреждений. Ежегодно наши выпускники - призеры российского и городского конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют». В этом году в финале городского конкурса принимали участие шесть наших выпускников, в том числе абсолютный победитель Антон Молев, который будет представлять московское образование на российском конкурсе.
Результаты работы сети научно-исследовательских лабораторий (22) в составе НИИСО (140 научных сотрудников, нацеленных на разработку новых технологий и методов преподавания в предметной области) становятся достоянием учебного процесса, содержания учебных курсов, учебно-методических пособий, учебников. Весомая часть учебников для школ подготовлена учеными МГПУ. В научной работе активные участники - студенты. Университет неоднократно выигрывал научные гранты международного, федерального и городского уровня.
В 2011 году наш университет приступил к реализации совместного проекта с Российской экономический школой (РЭШ) «Повышение финансовой грамотности в российских педагогических вузах». Цель проекта - дать студентам российских педагогических вузов возможность получить дополнительные знания в области финансов, так чтобы они, начав работу учителем в школе, могли проводить занятия по финансовой грамотности среди своих учеников. Проект включает серию из 30 курсов по финансовой грамотности. Стоимость проекта - 25 тысяч долларов США (750 тысяч рублей).
В результате открытого конкурса к участию в проекте привлечены 10 преподавателей общеуниверситетской кафедры социологии, политологии и экономики, обладающих практическими финансовыми знаниями, готовых к интерактивному стилю обучения преподавателей.
Мы стремимся создать в университете комфортную среду для учебы, бытовой устроенности, развития творчества, условий для социальной успешности, гражданской и профессиональной ответственности. Все это создает фундаментальную основу для дальнейшего совершенствования стандарта качества подготовки учителя.
Мы видим перспективу развития МГПУ как многопрофильного научно-образовательного центра, развивающегося на основе инновационной инфраструктуры, эффективно выполняющего государственные задания Правительства Москвы, Департамента образования, удовлетворяющего самые разнообразные научные, образовательные и экспертные, мониторинговые потребности органов власти и управления.
По каким же направлениям предполагается проводить диверсификацию всего комплекса университета?
Прежде всего нам необходимо вместе со школами коренным образом перестроить работу по поиску и отбору абитуриентов для учебы в МГПУ - от профессиональной пропаганды учительской профессии, валовой профессиональной ориентации перейти к индивидуальной работе с учащимися 9-11-х классов. Ученый совет университета поставил задачу так: каждый профессор, доцент, старший преподаватель, заведующий кафедрой разрабатывает личный план работы в школе.
В настоящее время в условиях перехода на новую систему оплаты труда становится особенно актуальной оценка качества работы преподавателя, которая в свою очередь зависит от качества знаний обучающихся. Поэтому необходимо приступить к разработке объективной системы оценки качества как знаний студентов, так и критериев оценки педагогической и научно-методической деятельности преподавателей. Такая работа должна проводиться совместно с Московским центром качества образования, с которым университет имеет договор о совместной работе, и быть ориентирована на аналогичные критерии оценки труда учителя средней школы.
Требует качественно иного подхода работа с молодыми специалистами - выпускниками университета. Поэтому необходимо создать систему консультативной и методической помощи в период их адаптации к трудовой деятельности. Такое положение обусловлено исключением из учебных планов студентов, обучающихся по новым ФГОС ВПО, непрерывной педагогической практики.  
Переход на обучение студентов по федеральным государственным образовательным стандартам приводит к качественно новому подходу к реализации производственной практики студентов, особенно по педагогическому направлению. Эффективность такого рода учебной деятельности должна резко повыситься. В учебные планы введен новый вид учебной практики - практика в летних оздоровительных лагерях. В связи с этим встает задача переориентации работы университетской школы вожатых.
Учитывая современную тенденцию - рассматривать школы как учебно-досуговые и культурные центры, важно предоставить будущим педагогам возможность расширения спектра своих профессиональных возможностей, освоения программ внешкольной работы, дополнительного образования, организации волонтерского движения.
Расширение спектра возможностей для выпускников университета обеспечивается также за счет развития сети курсов повышения квалификации практической направленности, например, по конфликтологической, коммуникативной компетентности, организации проектной деятельности, работе с родителями.
Психологическое сопровождение будущих педагогов включает обучение их способам саморегуляции, здоровьесберегающим технологиям, поведению в стрессовых ситуациях. Мы считаем целесообразным развивать имеющийся опыт психологического сопровождения педагогов-предметников на базе университета в разных округах и учебных заведениях города.
Важным средством формирования гражданской позиции студентов педагогического вуза стало участие в волонтерском движении в образовательной среде, которое на сегодняшний день не только представляет собой новую форму организации молодежи, но и раскрывает потенциал личностного развития самих волонтеров. Актуальность и значение этой проблемы обсуждается на высоком государственном уровне. В университете мы будем осуществлять работу по развитию волонтерского движения на основе уже имеющегося опыта подготовки волонтеров. Студенты активно участвуют в благотворительной деятельности с детьми-сиротами и детьми группы риска. Вовлечение студентов в эту работу способствует формированию у них готовности к участию в общественной жизни и умению организовать других людей - участников образовательного процесса на достижение благородных общественно значимых целей.
Одним из условий разработки и внедрения московского стандарта качества образования может стать переход от непрерывной педагогической практики к организации стажировочных площадок на базе образовательных учреждений. Эти площадки нужно использовать в качестве структур для апробации и внедрения лучших образовательных практик, повышения квалификации учителей, практического применения результатов исследовательской деятельности педагогов университета. В связи с тем что в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не нашла своего отражения педагогическая интернатура, мы предлагаем использовать стажировочные площадки для проведения педагогических практик бакалавров и магистров, а также для подготовки магистерских диссертаций. При этом темы магистерских диссертаций, дипломных проектов должны определять совместно руководители школ - стажировочных площадок и университет. В качестве стажировочных площадок можно использовать базовые школы МГПУ, большой опыт работы с которыми есть у университета, в том числе в рамках университетского научно-образовательного округа, деятельности 25 экспериментальных площадок.
В настоящее время с участием МГПУ Департамент образования завершает разработку концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования Москвы. В дальнейшем на смену экспериментальных площадок придут инновационным площадкам и ресурсные центры, в которых будут отрабатывать инновационные инструменты и технологии, в том числе на базе малых предприятий.
Университету предстоит серьезная работа по организации постоянно действующей системы мониторинга в сфере образования. Особая проблема - изучение степени удовлетворенности родителей школьной жизнью детей.
В этом году МГПУ в качестве основного исполнителя приступает к реализации проекта федеральной целевой программы развития образования «Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в педагогической области». Мы предполагаем, что в работе над проектом примут участие не только ученые университета, но и представители других высших учебных заведений и научных организаций. В апробации деятельности центров, внедрении новых измерительных средств деятельное участие примут учителя в качестве экспертов и участников по внедрению результатов исследования в образовательную систему Москвы и Российской Федерации. Разработка и внедрение новых измерительных средств для сертификации и оценки профессиональных квалификаций позволят определить новые подходы к подбору и расстановке педагогических кадров в образовательных учреждениях. Мы также занимаемся поддержкой студенческих бизнес-идей и проектов.
С 2008 года городской информационно-ресурсный центр занимается разработкой и внедрением услуг виртуального центра инновационных технологий, через который предоставляется онлайн-доступ обучающимся, преподавателям и сотрудникам университета к учебным и учебно-методическим электронным ресурсам университета. Кроме того, мы готовим бакалавров и магистров по нескольким направлениям, связанным с информационными технологиями, в том числе в образовании.
Город взял курс на работу с молодежью, что представляется совершенно верным шагом. Однако использование только идеологических приемов кажется уже давно устаревшей технологией, притом что современные европейские и мировые столицы делают ставку не на идеологию, а на информационные технологии и спорт, здоровый образ жизни. Здесь университет может оказать городу существенную помощь. Он мог бы играть более заметную роль в спортивно-оздоровительной сфере Москвы, в подготовке Универсиады 2013 года в Казани и Олимпиады в Сочи.
В университете работают ПИФК и спортивный клуб, основная задача которых - развитие и поддержка молодежного спорта. Университет стал базовым вузом для юниорской и молодежной сборных России по бейсболу - серебряных призеров первенства Европы 2007 и 2010 годов. На XXIX летних Олимпийских играх в Пекине трое наших студентов получили две серебряные и одну бронзовую медали. Студентка IV курса Любовь Хохлова - мастер спорта по художественной гимнастике - стала автором городского проекта «Учащиеся Москвы - сочинской Олимпиаде». Чемпионами Всемирной зимней Универсиады 2011 года в Эрзуруме (Турция) стали студенты МГПУ Любовь Илюшечкина и Нодари Майсурадзе.
С учетом развития Москвы как финансового центра, центра международной политики и экономики мы видим важную функцию МГПУ в организации массового обучения населения иностранным языкам. Москва в этом отношении отстала от европейских столиц и столиц Востока, даже сайта Департамента образования не было на английском языке. Тут велика роль нашего Института иностранных языков, где идет преподавание 8 иностранных языков.
Конечно, московская среда - это не только сверхвозможности и сверхресурсы для студенчества, это еще и огромный спектр рисков и социальных угроз, устойчивость к которым и сопротивление тоже специфическая задача столичного вуза, решаемая коллективом МГПУ. Поэтому наши выпускники не только высококлассные специалисты, они высоко адаптируемые, готовые к жизни и работе в агрессивной, скоростной среде мегаполиса.
Даже этот неполный перечень ресурсов, открытых для использования московским вузам, позволяет получить представление о том, почему в Программе развития образования города Москвы на 2012-2016 годы поставлена задача достижения московского стандарта качества образования.
По инициативе МГПУ, Минобрнауки РФ, РАО, Департамента образования в ноябре 2011 года пройдет форум российских педагогических вузов «Новый учитель для новой школы», где с учетом опыта регионов мы обсудим проблемы реализации государственной программы развития московского образования.

Виктор РЯБОВ, ректор МГПУ, член-корреспондент РАО