Проект бюджета сформирован с учетом умеренно-консервативного прогноза налоговых доходов и роста поступлений неналоговых доходов за счет продажи непрофильных активов. Налоговые доходы составляют более 90% всех доходов бюджета. Наиболее существенный из них, что крайне важно, это налог на прибыль - более 45%, что говорит об увеличении инвестиционной и промышленной активности Москвы, и налог на доходы физических лиц - более 40% доходной базы, что также свидетельствует об увеличении реальных и номинальных заработных плат в городе. Доля налога на прибыль от предприятий нефтяной и газовой промышленности составляет чуть более 15% общего объема налогов, что предопределяет независимость городского бюджета от конъюнктурных доходов.
Размер госдолга снижается с 27,6% в 2010 году до 16% в 2012 году, в дальнейшем некоторое увеличение заимствований не угрожает стабильности долговой политики Москвы.
Все приоритеты программного принципа обозначены, и в самое ближайшее время в установленном порядке все будут утверждены Правительством Москвы.
В структуре госпрограмм определено, что развитие транспортной системы занимает наибольший удельный вес во всех программах города. Социальная направленность программ. Три программы: образование, здравоохранение и социальная поддержка - более 50% всех расходов бюджета города. При этом все расходы социальной направленности во всех программах - это более 60% расходов (в 2011 году - 56%).
Бюджетные инвестиции включены во все программы и направлены на развитие соответствующих отраслей. 29% программной части составляют бюджетные инвестиции (в текущем году - 26%). Внепрограммные расходы - это 10%, при этом в 2013 и 2014 годах бюджет содержит условно нераспределенные расходы, которые в будущем бюджетном цикле будут также распределены на соответствующие цели программ.
Отмечу, что проект бюджета сформирован в новой бюджетной классификации. Этот принцип новой бюджетной классификации позволил увязать цели и задачи программного принципа с бюджетной классификацией, отражающей соответствующее предназначение каждого отдельно взятого мероприятия. Не утрачен принцип привязки расходов к главному распорядителю бюджетных средств, а также к федеральной бюджетной классификации, отражающей разделы и подразделы соответствующих направлений деятельности. Бюджет содержит текстовую часть и 19 приложений. Из этих 19 приложений два приложения (третье, четвертое) - абсолютно новые приложения, содержащие разрез бюджетных расходов по программам соответственно на 2012-2014 годы. Кроме того, при внесении бюджета в Московскую городскую Думу предполагается внесение документов, сопровождающих проект закона, которые в общем объеме будут составлять примерно 400 страниц машинописного текста. Это коллективный труд всех членов правительства и всех тех, кто принял активное участие в формировании программ Москвы.

Марина ОГЛОБЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития:

- Прогноз социально-экономического развития города на 2012-2014 годы составлен на основании разработанных Минэкономразвития РФ и одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики России, а также на основании разработанных Минэкономразвития основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года. Эти документы дают варианты развития ситуации на внешнем и внутреннем рынках, а также прогнозируют основные параметры валютно-денежной политики.
Прогноз учитывает особенности московской экономики и ее восстановление после валютно-финансового кризиса. В 2011 году продолжился процесс послекризисного восстановления экономики, происходят существенные изменения динамики развития промышленности в городе, где кризис был особенно глубок и продолжителен. Падение объемов производства продолжалось в 2008, 2009 и 2010 годах. Сегодня можно уверенно говорить о том, что такие важные, определяющие динамику всей городской обрабатывающей промышленности отрасли, как пищевая и нефтеперерабатывающая, превзойдут уровень производств 2007 года. Близки к этому результату предприятия, производящие резиновые и пластмассовые изделия. В таких важных для города отраслях, как электротехническое, электронное и оптическое оборудование, производство транспортных средств и оборудования, будет превышен объем производства 2008 года. Уровень 2008 года будет превышен также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Вместе с тем кризисные явления не преодолены в отраслях легкой и полиграфической промышленности, а также промышленности стройматериалов. В целом по промышленности у нас есть все основания прогнозировать прирост объемов продукции в текущем году до 8% к предыдущему году.
В первом полугодии 2011 года отрицательным остается такой важный показатель, как инвестиции в основной капитал, - 97,8% к уровню прошлого года. Однако необходимо отметить, что частные компании и сами предприятия увеличили за этот период капвложения в основные фонды примерно на 10% к уровню прошлого года. Улучшение организации работ в строительстве по городскому заказу во втором полугодии обеспечит и по этому показателю рост в этом году к уровню 2010 года.
Сложившаяся в текущем году динамика позволяет ожидать, что по итогам года товарооборот в городе превысит уровень 2008 года на 8,2%. Уровень безработицы составит 0,7-0,8% экономически активного населения, что на 20% ниже показателей 2009-2010 годов.
В предстоящие годы на развитие экономики города будут влиять несколько новых факторов. Демографическая ситуация такова, что собственные трудовые ресурсы города будут продолжительное время сокращаться, а число жителей старше трудоспособного возраста - возрастать. В связи с этим особое значение приобретают реализация намеченных в городских программах мер по созданию условий для привлечения в экономику женщин, имеющих детей, лиц пенсионного возраста, создание условий для трудовой деятельности инвалидов, сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте.
Решение задачи восстановления темпов роста валового регионального продукта, что стало основой для роста доходов населения, требует особого внимания к модернизации производства, созданию высокоэффективных рабочих мест, с одной стороны, и реорганизации малоэффективных и убыточных предприятий, ликвидации теневого рынка - с другой.
Повышение производительности труда становится важнейшим условием дальнейшего роста заработной платы. Другие особенности возрастной структуры населения в предстоящий период - увеличение примерно на
15-20 тысяч мест потребности в дошкольных учреждениях образования и изменение возрастной структуры средних школ. Третья особенность - существенное, на
7-8%, сокращение в ближайшие пять лет числа женщин детородного возраста, в связи с чем для сохранения уровня рождаемости приобретают особое значение намеченные правительством города меры по поддержке семей с детьми, строительство дошкольных учреждений, улучшение детского здравоохранения. Прогноз предполагает, что к 2014 году валовой региональный продукт вырастет по совокупности на 13-13,7% к уровню 2011 года, уже в 2012 году превысит докризисный 2008 год. Промышленное производство выйдет на уровень 2008 года к концу нынешнего года, а за следующие три года вырастет на 18-20%. Более высокими темпами будут расти машиностроение и химическая промышленность в связи с ростом спроса на оборудование, необходимое для обновления производственных фондов. Вместе с тем темпы роста предполагаются более низкими, чем в предкризисный период, в том числе в связи с ограниченностью трудовых ресурсов и медленным восстановлением производства строительных материалов из-за ограничения спроса. Ниже общегородских предполагается рост электроэнергетики и нефтепереработки в связи с меньшими потерями объемов в период кризиса, а также реализация мероприятий по повышению энергоэффективности.
Инвестиционный сектор, который понес наибольшие потери в результате кризиса, будет также восстанавливаться. Опережающий рост здесь будут иметь инвестиции в оборудование для обновления фондов. В то же время инвестиции в недвижимость будут восстанавливаться медленнее в силу стагнации строительного сектора, вызванной тяжелыми финансовыми последствиями кризиса для инвестиционных компаний. Частично эти ограничения будут компенсированы значительным увеличением бюджетных инвестиций в развитие транспортной, инженерной инфраструктуры и объектов социальной сферы. Предполагается, что за три года общий объем инвестиций вырастет на 23-26%. Успешная реализация мероприятий по улучшению условий для работы инвесторов в городе, намеченная в программах Правительством Москвы, может существенно сократить этот разрыв. Рост товарооборота за три года должен составить 16-18%. Рост объемов производства и услуг обеспечит рост спроса на трудовые ресурсы. Численность занятых в экономике города, сократившаяся в период кризиса с
6,5 млн до 6 млн человек, будет постепенно восстанавливаться.
В предстоящий период предполагается дальнейшее снижение инфляции на потребительском рынке. Основные факторы при этом - ужесточение денежной политики, заявленное Правительством России, увеличение импорта непродовольственных товаров для ограниченного роста спроса, позитивные виды на урожай в текущем году. Зона риска в этой части прогноза - тарифы на жилищно-коммунальные услуги, поскольку Правительство Российской Федерации до настоящего времени не сформулировало окончательных приоритетов в политике цен на услуги естественных монополий. Предполагается, что рост заработной платы во внебюджетном секторе будет приблизительно соответствовать росту производительности труда. Рост зарплаты бюджетников будет несколько выше вследствие мероприятий, осуществляемых в социальной сфере по реформированию госучреждений и изменению системы оплаты труда. Рост реальной заработной платы в городе в 2014 году относительно уровня 2011 года предусматривается в пределах 12,5-14%.
Прогноз социально-экономического развития города проработан департаментом в двух вариантах. Оптимистический вариант предполагает наличие дополнительных финансовых возможностей для развития экономики вследствие более высоких темпов роста цен на энергоресурсы на внешних рынках, а также больший эффект от мероприятий по модернизации городской экономики.
Вместе с тем для разработки проекта бюджета на предстоящий период в основу положен более консервативный вариант. Полагаем, что такой подход обеспечивает надежность выполнения бюджетных обязательств города в предстоящий период. Реализация городских целевых программ должна стать катализатором развития всех отраслей городской экономики.

Информация к сведению

6 сентября 2011 года Правительство Москвы приняло постановление №412-ПП «О проекте закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом города Москвы от 10 сентября 2008 г. №39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
2. Одобрить основные направления бюджетной и налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
3. Органам государственной власти города Москвы после принятия Московской городской Думой проекта закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» во втором чтении приступить к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города Москвы в установленном порядке.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы Чистову В.Е. и заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя аппарата мэра и Правительства Москвы, полномочного представителя мэра Москвы в Московской городской Думе Ракову А.В.