Богатство и бедность всегда во все времена были главным вызовом развитию цивилизации, и, как ни странно, по мере ее развития эта тема по-прежнему остается важнейшей. Сегодня возникают конфликты между богатыми и бедными социальными группами, территориями и регионами и не только в развивающихся странах, но, как показали, к примеру, последние события в Лондоне, среди самых развитых стран и городов. Сегодняшний конфликт между мусульманским миром и христианским скорее всего во многом основан на конфликте бедных регионов и богатых.
Помимо конфликта между отдельными группами населения, богатыми и бедными, существует серьезная пропасть и разница между развитием городов и регионов. Почему одни города бедные, а другие богатые? Почему население, которое там живет, не получает того достатка, который получают другие города? Почему одни страны развиваются динамично и показывают высокий уровень доходов населения, благополучия, а другие страны не имеют этого? Почему целые регионы мира развиваются по-разному? Северная Америка, Южная Америка, Европа и Африка, Азия и Южная Азия - почему они все развиваются различными темпами и почему уровень доходов населения, уровень бедности и богатства там разный? Объяснить это только тем, что там сложилась некая природная рента, либо климатические условия, либо уровень образования населения, невозможно.
Конечно, важнейшие факторы развития стран - институциональные преобразования, уровень образования, квалификации, развития науки, но далеко не все этим можно объяснить. Есть и другие аспекты развития городов, территорий, стран - не менее важные, а может быть, играющие и более серьезную роль в развитии территорий. Это урбанизация, мобильность населения, развитие инфраструктуры, концентрация ресурсов. Мы видим это на примере бурного развития Индии, Китая, Сингапура, Гонконга и других стран. Мы видим, как развивались и развиваются города и мегаполисы Северной Америки и Европы. И конечно, московский мегаполис, наша страна не могут стоять в стороне от общемировых трендов развития.
От развития и конкурентоспособности мегаполисов и конкретно Москвы как мегаполиса зависит благосостояние людей, которые проживают и в самом городе, и в большом радиусе вокруг него, и конкурентность страны в целом.
Сегодня мировым градостроительным сообществом официально признаны четыре глобальных города-лидера с точки зрения интегрированных процессов развития - это Нью-Йорк, Токио, Лондон и Париж. За Москвой признается потенциальная возможность стать мировым центром первого порядка. Это, безусловно, позитивный факт, но при этом возникают вопросы. Какими мы сами видим себя, свой город в мировом пространстве? Каково наше место на европейском и азиатском континентах? Быть ли нам глобальным городом в первой пятерке ведущих метрополий мира, либо мы будем гордиться нереализованным потенциалом и отставать от ведущих стран и мегаполисов мира, что, конечно, важнейший фактор развития не только городов, но собственно уровня доходов населения и диспропорции развития.
Другие вопросы ставит перед нами факт создания объединенной Европы. Евросоюз неизбежно должен будет решать задачу устойчивого и сбалансированного развития своей территории, в том числе определять будущую роль отдельных городов и городских агломераций.
Возникает необходимость рассматривать всю территорию Европы через призму агломерационных процессов. По сути, речь идет о выделении центральных зон, и мы их видим - это Лондон, Париж, другие города; срединных и периферийных территорий развития; о формировании единых взаимосвязанных регионов и секторов, выходящих за границы отдельных государств; о создании единой транспортной инфраструктуры, важнейших транспортных коридоров и, наконец, о выявлении потенциальных и перспективных метрополий, то есть крупнейших городских центров. Такой проект пространственного полицентрического развития Европы был разработан в 2007 году международной организацией METREX (Ассоциация столичных городов Европы).
Где в этой схеме мы, хотя бы европейская часть России? Почему граница развития Европы завершается на границе Евросоюза с указанием в сторону России лишь возможных транспортных присоединений? Спасибо, что в этой схеме оказался Санкт-Петербург, Москва как таковая там вообще не существует. Не хотел бы обвинять коллег в предвзятости. Их точка зрения основана на устойчивых стереотипах восприятия России как страны, чье европейское будущее неочевидно или, во всяком случае, далекая перспектива. Эти стереотипы в настоящее время разделяет значительная часть европейской элиты, но при этом никто не может отрицать тот объективный факт, что Россия европейская страна.
Каким же должен быть наш ответ на этот вызов «исключенности»? Согласиться с второстепенной ролью периферийной зоны континента, как это представлено на карте объединенной Европы, или же постараться создать свою интегрированную зону развития, стать важным центром единого европейского пространства, крупным субъектом мировой и европейской экономики?
Полагаю, что для граждан России ответы на поставленные мною вопросы очевидны. Москва должна реализовать свой шанс и выйти в число глобальных городов мира первого порядка, стать важнейшей точкой притяжения на европейском континенте. Это не альтернатива интеграции в Европу - это способ найти в ней достойное место. Мы понимаем, что решение подобной задачи будет непростым хотя бы в силу событий недавнего исторического прошлого.
Можно вспомнить, что во времена Союза (СССР) центром Восточной Европы, местом единения экономик Запада и Востока была европейская часть СССР, включающая в себя объединенный экономический потенциал и концентрацию высококвалифицированных людских ресурсов Москвы, Киева, Минска, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов, в том числе и Восточной Европы.
Что же осталось на сегодняшний день? Москва, Санкт-Петербург, миллионные города Поволжья, но при этом между столицей и западной границей России расположились районы с низкой плотностью населения и далеко не передовой экономикой. В целом распад СССР означал для нас потерю более 80 млн человек в Восточной Европе и на Кавказе. Это действительно тяжелое наследие, но мы должны найти способы преодоления его, найти новые подходы к процессам урбанизации России и повышению нашей конкурентоспособности.
Говоря о развитии московского мегаполиса, замечу: еще какое-то время он может, конечно, придерживаться инерционного варианта территориального развития, сохраняя сложившиеся тенденции. Но тупиковый путь, на мой взгляд, приведет к усугублению сложившихся проблем, снижению качества жизни и углублению имущественного расслоения населения на богатых и бедных как в Московском регионе, так и в России в целом и на международном уровне разделения труда.
Если ничего радикально не менять, нас ожидает усиление дисбаланса между размещением мест приложения труда и расселением населения, когда люди фактически живут не дома, а в транспорте по дороге на работу и обратно. Будет продолжаться бесконтрольное переуплотнение застройки территории столицы и ее ближнего пригорода. Уже сегодня плотность населения Москвы - одна из самых высоких в Европе: 10,5 тысячи человек на квадратный километр! А значит, будут усугубляться транспортные проблемы. Неизбежно возникновение постоянных конфликтных ситуаций в новом строительстве, серьезные потери в историческом наследии, ухудшение экологии, уничтожение потенциала зеленых территорий столицы.
Короче говоря, отказ от стратегии активного развития приведет к снижению комфорта проживания населения столичного региона, схлопыванию инвестиций и затуханию экономической активности, что, конечно, не обогатит то население, которое живет на этой территории.
Исторически крупные агломерации проходят несколько стадий развития. На первой стадии происходит концентрация населения в рамках сельской территории, объединенной вокруг сравнительно небольшого городского поселения. Москва прошла этот период много веков назад.
Вторая стадия характеризуется развитием инфраструктуры и концентрацией населения в одном крупном городском поселении. Москва завершила и этот этап своего развития во второй половине XX века.
На третьей стадии развития чрезмерная концентрация населения, сверхвысокий уровень урбанизации порождают все больше недостатков с точки зрения комфортности проживания людей и становятся препятствием для дальнейшего экономического развития и благополучия людей.
Как правило, глобальные мегаполисы решают эту проблему через расширение своих административных границ, а также путем интенсивного развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей систему надежных связей с пригородами, городами-спутниками, другими городами и точками роста, входящими в орбиту формирующейся городской агломерации.
Мы убеждены, что формирование рациональной, организованной агломерации будет единственным шагом и для Москвы.
Москва должна обеспечить свою конкурентоспособность по отношению к самым успешным мегаполисам как в Европе, так и в других регионах мира. Наш город должен привлекать талантливых и энергичных людей. Именно такую задачу мы должны ставить, если хотим видеть Москву и Россию не бедной периферией, а богатыми и процветающими центрами.
Большая московская агломерация включает в себя сегодня и Москву, и новые территории, присоединяемые к Москве, и Московскую область. Естественное продолжение этой агломерации и пояс городов Центрального федерального округа, в том числе Ярославль, и тесные интеграционные, экономические связи, которые связывают Ярославль и Москву, другие города федерального округа.
Главным урбанистическим нововведением должен стать переход к согласованному и сбалансированному развитию, которое должно прийти на смену несогласованным, а иногда и противоречивым действиям двух субъектов Российской Федерации.
Сегодня на этой территории проживает уже более 18 млн человек, не считая мигрантов из российских регионов и дальнего зарубежья: вместе с ними речь идет о 20 с лишним миллионах человек, их благополучии.
Уважаемые господа, особое место внутри Большой Москвы на ближайшие годы и десятилетия займут новые территории города. Как выбирали территорию, которую целесообразно включить в границы Москвы? Что показал предварительный анализ возможного направления развития московской агломерации?
Восток и юг Московской области сегодня наиболее урбанизированные районы с высоким процентом застройки. В недавнем прошлом здесь располагались флагманы индустрии союзных министерств. Здесь не место дополнительной урбанизации, здесь скорее всего задача современного развития промышленных технологий.
Север и запад «московской Москвы» - просторы с высоким природным потенциалом, заповедными и природоохранными территориями. Здесь главные слова - охрана природы и экология.
Юго-запад Московской области - территория, заключенная в границы двух глобальных транспортных коридоров, ориентированных на связь с Европой, а также южными странами и регионами. Именно это юго-западное направление выбрано для будущего развития московского мегаполиса. Почему? Во-первых, это реальная возможность привязать формирование нового центра к упомянутым транспортным коридорам.
Во-вторых, наличие основы для создания нормальной транспортной инфраструктуры.
В-третьих, в настоящее время юго-западный сектор самый дефицитный с точки зрения мест приложения труда. Ежедневно сотни тысяч людей перемещаются в центр города и обратно, как раз создание в этом секторе новых правительственных и иных учреждений позволит сбалансировать развитие учреждений, создаст более комфортную среду и для работы, и проживания. Учитывая благоприятную экологию и характер урбанизации, юго-западный сектор прекрасно подходит для размещения комфортной малоэтажной застройки.
Что будет развиваться в новом секторе Москвы? Речь идет о создании правительственного квартала, международного финансового центра, научного, образовательного, медицинского и рекреационного центров, а также развитие инновационных кластеров, в том числе школы управления «Сколково» и наукограда Троицка. Наконец, на новых территориях будут созданы три-четыре крупнейших национальных природных парка площадью не менее 1 тыс. га каждый, не менее 100 других природно-рекреационных объектов.
Таким образом, благодаря расширению административных границ развитие Москвы и всей агломерации приобретет более гармоничный характер. Главным результатом новой территориальной организации должен стать полицентризм, появление второго - помимо исторического - административного центра Москвы, создание более 600 тыс. новых рабочих мест. Они (центры) будут территориально независимыми, но в то же время взаимодополняющими.
Развитие транспортной инфраструктуры позволит обеспечить надежную связь этих новых центров - с центром историческим и другими секторами агломерации, а также с городами центральной части страны.
В результате развития московского мегаполиса, важнейшего мегаполиса России, мы должны получить стабильно развивающийся на десятилетия регион, комфортную среду не только для извлечения прибыли, но прежде всего для жизни людей - для всех, кто связывает свое будущее и будущее своих детей со столицей России.
Новое развитие принесет дополнительные доходы для работающих граждан и более высокий уровень социальной защиты для максимального числа москвичей и жителей московской агломерации.
Проживание людей станет более безопасным с точки зрения экологии. Москва и Россия смогут интегрироваться в общеевропейское пространство не в качестве отдаленной периферии, а как один из его центров развития. Наконец, Москва сможет реализовать свой потенциал и занять место в числе глобальных мегаполисов-лидеров. Одним словом, стандарты жизни в Москве будут намного больше отвечать современным представлениям о справедливости, гармонии и достатке.