Преимущества округа - уникальные запасы нефти и газа, богатые биологические ресурсы по разведению оленей, вылову рыбы ценных пород, высокий инвестиционный потенциал.
Перспективы экономического развития автономного округа во многом определяются характером инвестиционного процесса. В числе первоочередных объектов в инвестиционную программу региона включены 35 крупных объектов в сферах электроэнергетики, строительства, транспорта, добычи и переработки полезных ископаемых, для реализации которых потребуются трудовые ресурсы. Дополнительная потребность в трудовых ресурсах будет расти с 70 тыс. человек в 2010 году до 212 тыс. человек в 2020 году.
В округе не хватает квалифицированных рабочих, при этом существует переизбыток специалистов с высшим профессиональным образованием гуманитарных специальностей и дефицит квалифицированных специалистов технических направлений.
Особенностью рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами округа: более 25% занятых в экономике. Это ставит систему профессионального образования в ситуацию острой конкуренции перед работодателями.
При существующем объеме вакансий 89% вакансий составляют рабочие профессии и 11% - работники неквалифицированного труда.
По ряду рабочих профессий регион испытывает острую нехватку: водитель, каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур, маляр, бетонщик, помощник бурильщика, монтажник, продавец, изолировщик, облицовщик-плиточник, машинист бульдозера, повар, стропальщик, слесарь по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.
Таким образом, контекстами для модернизации региональной системы профессионального образования являются:
- развитие нефтегазодобывающего сектора в связи с разработкой ресурсной базы углеводородов полуострова Ямал, региона, имеющего стратегическое значение по газо- и нефтедобыче для России;
- реализация проекта «Урал промышленный - Урал Полярный», предполагающего создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса;
- национально-этническая специфика автономного округа как традиционного места проживания коренных малочисленных народов Севера, предлагающая подготовку кадров для реализации инвестиционных проектов из числа лиц коренных малочисленных народов Севера;
- особенности инфраструктуры, имеющей низкую транспортную освоенность территории автономного округа, сдерживающей освоение ресурсов полуострова Ямал, Приполярного и Полярного Урала;
- острая потребность в трудовых ресурсах.
Система профессионального образования автономного округа выступит площадкой по формированию новой модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики региона и включает:
- формирование новых механизмов организации образовательного процесса с участием работодателей, в том числе перемещение базы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики на предприятия;
- внедрение новой системы распределения выпускников по предприятиям с закреплением за ними рабочего места (в том числе на период службы в армии) через трудоустройство в период обучения;
- участие работодателей (их ведущая роль) в формировании регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров, служащих и специалистов;
- долгосрочный прогноз потребности автономного округа в трудовых ресурсах;
- определение новых требований к материально-технической базе, размещенной на предприятии и используемой для профессионального обучения;
- развитие профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ;
- разработку предложений по созданию центров оценки и сертификации при предприятиях.
Прообразом новой модели профессионального образования выступает эксперимент по подготовке учителей и воспитателей для Лаборовской кочевой школы в Ямальском многопрофильном колледже, предусматривающий перенос до 90% практического обучения на базу школы.
Важным направлением модернизации региональной системы профессионального образования является создание эффективной территориально-отраслевой организации ее ресурсов через создание научно-образовательных комплексов.
Создание научно-образовательных комплексов направлено на формирование единой инфраструктуры профессионального образования автономного округа с целью устранения диспропорций на рынке труда и обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов на территории автономного округа, включая проект «Урал промышленный - Урал Полярный» и освоение полуострова Ямал, формирование трех научных центров.
Первый научно-образовательный комплекс будет осуществлять подготовку кадров для Ямальской опережающей зоны, зоны Полярного Урала и Салехардского транспортно-логистического узла по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров - горнорудная промышленность, нефтегазодобыча, нефтегазохимия, электроэнергетика - и сопряженным с ними направлениям (транспорт, строительство, экономика, управление, образование, медицина) с целью реализации проекта «Урал промышленный - Урал Полярный».
Второй научно-образовательный комплекс будет осуществлять подготовку кадров для Гыданской и Надым-Тазовской опережающих зон по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров - нефтегазодобыча, электроэнергетика, сельское хозяйство - и сопряженным с ними направлениям: транспорт, строительство, экономика, управление, образование, медицина.
Третий научно-образовательный комплекс будет осуществлять подготовку кадров для Южной опережающей зоны по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров - нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, электроэнергетика - и сопряженным с ними направлениям: транспорт, экономика, управление, образование, медицина.
Ресурсным центром первого научно-образовательного комплекса выступит Ямальский многопрофильный колледж, второго научно-образовательного комплекса - Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, третьего научно-образовательного комплекса - Новоуренгойский многопрофильный колледж.
Вместе с тем отдельные образовательные учреждения профессионального образования, входящие в научно-образовательные комплексы, выступят экспериментальными площадками по внедрению новой модели развития профессионального образования автономного округа.
Таким образом, модернизация системы профессионального образования автономного округа направлена на создание механизмов и условий, способствующих решению задач кадрового обеспечения развития экономики автономного округа, а организационной основой реализации обозначенных идей выступает комплексная программа «Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа», утвержденная постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 года №16-П.

Андрей БАЙБАРОДСКИХ, главный специалист отдела регионального развития Управления региональной политики в сфере образования Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа