За прошедшие с первого форума годы у этого общественно-педагогического мероприятия сложилась своя история, в летопись которой записано уже немало побед и достижений. Перелистаем ее страницы и вспомним основные события и яркие моменты прошедших форумов.
Первый окружной образовательный форум «Инновации в образовании» прошел в 2008 году. Его организаторами выступили окружной Департамент образования и Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования.
Участники форума обсуждали современную модель педагогической и методической работы образовательных учреждений по разработке и внедрению инновационных проектов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Насколько правильным было выбранное направление, показал второй образовательный форум «Учитель - инновации - успех». Он прошел в декабре 2010 года и был посвящен Году учителя. Его основным направлением стала реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Заместитель губернатора ЯНАО Татьяна Бучкова отметила, что в таком формате ямальский форум проводится впервые. Подводя итоги Года учителя, она предложила считать его стартом в год будущий, в котором продолжится формирование неординарного творческого педагогического сообщества.
На форуме прошла презентация окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы» и книги «Образование Ямала». Была проведена выставка «Достижения ямальского образования. Приоритетные направления развития».
По словам директора окружного Департамента образования Ирины Сидоровой, проекты, показанные на стендах, позволяют увидеть, по каким направлениям будет развиваться ямальское образование в ближайшие годы.
Большой интерес вызвал лабытнангский проект, связанный с созданием на всех ступенях - от дошкольного до профессионального образования - основы для инженерно-изобретательской и конструкторской деятельности. Лабытнангские педагоги планируют начать обучение с дошкольников, чтобы конструкторское мышление и потребность в изобретательстве были сформированы уже в раннем детстве.
Еще одним новшеством ямальского образования можно назвать представленную модель кочевой школы. Система кочевых образовательных учреждений создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни. Сейчас эта модель обучения проходит апробацию на базе Лаборовской начальной общеобразовательной школы. В рамках кочевой школы на разных этапах обучения дети будут получать образование в Лаборовской начальной школе, кочевой школе - детском саду, Аксарковской школе-интернате, этностойбище и центре профессиональной подготовки. Образовательный процесс будет строиться с учетом этнопедагогики и этнопсихологии с использованием современных средств обучения.
Главным событием второго форума стала защита конкурсных инновационных проектов, реализуемых в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы». Они направлены на создание условий для эффективного внедрения ФГОС, формирование ИКТ-насыщенной образовательной среды, разработку моделей школ-ступеней, создание центров профессионального образования и развитие дошкольного образования. Образовательные учреждения округа представили на заочный этап конкурса 181 материал. Лидерами по числу проектов стали города Ноябрьск и Муравленко, а также Приуральский район.
Пятерку лидеров ямальского образования составили Ямальский многопрофильный колледж - он стал обладателем сертификата на сумму два миллиона рублей, Многопрофильный лицей Муравленко, седьмая школа Ноябрьска и Самбургская школа-интернат, которым вручены сертификаты по три миллиона рублей. Абсолютным победителем конкурса признан Муравленковский многопрофильный колледж, он получил пять миллионов рублей на реализацию программы ресурсного центра профессионального образования.
Подводя итог, Ирина Сидорова отметила: «В ближайшие годы эти инновационные проекты позволят качественно изменить систему образования. Я думаю, что тот ресурс, который накоплен за время работы форума, будет использоваться очень долго. У Ямала есть все необходимое, чтобы выйти в число лидеров российского образования».
Опыт проведения второго Ямальского образовательного форума позволил заявлять о необходимости расширения его границ и приглашения управленческих команд систем образования субъектов Уральского федерального округа, а также регионов, расположенных в арктической зоне, для решения проблем образования в циркумполярных регионах. Поэтому третьему ямальскому форуму присвоен статус арктического. Он пройдет в октябре в Салехарде по теме «Арктика - регион инновационного образования».
На форуме предполагается обсудить основные аспекты образования в арктических регионах для определения прогнозов и стратегий развития, планируется презентация международных мероприятий 2012 года.
Форма проведения мероприятий форума позволит не только представить разработки, но и провести серьезную дискуссию по всему спектру педагогических новаций в части образования в северных регионах и определить роль образования в развитии экономики Арктики. Среди основных направлений работы форума - модернизация профессионального образования в интересах развития экономики, здоровье обучающихся в школах арктического региона, международные образовательные системы связи и телекоммуникации в условиях Крайнего Севера, а также проблемы сохранения культуры, языков коренных малочисленных народов средствами образовательных программ.
Ожидается, что проведение форума будет способствовать обмену информацией о передовом опыте в области образования на Крайнем Севере и выработке решений и согласованных действий в рамках развития Арктики средствами образования.