Среди главных задач института - проведение стратегических исследований и прогнозирование развития системы образования региона, участие в разработке и апробации инновационных изменений в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Институт при деятельной поддержке учредителя - Департамента образования автономного округа - активно обновляет структуру, ищет наиболее оптимальное сочетание привычной, проверенной и во многих случаях хорошо зарекомендовавшей себя кафедральной системы с такими, например, подразделениями, как отделы. Предполагается, что работа каждого из отделов позволит обеспечить научно-методическое и методологическое сопровождение не какой-либо одной образовательной области, а значимого для развития системы образования направления деятельности, практическое воплощение которого могло бы способствовать росту качества образовательных услуг в регионе. Такими направлениями, например, являются создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности дополнительных образовательных программ; создание и развитие единого образовательного пространства; повышение статуса школы и учителя; развитие системы поддержки одаренных детей.
При этом мы отчетливо видим и объективные трудности на пути решения стоящих перед институтом задач. Одна из них - это отсутствие в ЯНАО собственных высших учебных заведений (в том числе и педагогических). В округе - многочисленные филиалы тюменских, московских институтов и академий, а также вузов, базирующихся в других регионах России. Это обусловливает ощутимый недостаток высококвалифицированных научных кадров (действующих именно как научные работники в сфере образования).
В последние годы в программах курсов повышения квалификации все большее внимание стало уделяться научно-методической и практической подготовке специалистов образования к реализации приоритетных направлений развития образования в контексте его модернизации, осуществлению государственно-общественного управления на различных уровнях образовательной системы, актуальным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, современному образовательному менеджменту.
Значительное внимание уделяется разработке эксклюзивных (и при этом очень необходимых именно образовательной системе Ямала) учебно-методических и научно-методических пособий и иных материалов для учащихся и учителей. В них в наиболее полной мере стараются исследовать и учитывать специфику организации образовательной деятельности в учреждениях, определяющей особенностью которых является то, что в них учатся дети - представители коренных народов Ямала (так называемых малых народов Севера). Народов, обладающих древней богатой, уникальной культурой. Именно этим обусловлены научно-методические изыскания в области этнопедагогики и родных языков, а также создание самых разных учебно-методических материалов для детей ненцев, ханты, селькупов, которые ведутся кафедрой развития национально-регионального образования (зав. кафедрой - к.п.н. Г.И. Вануйто) под научным руководством к.п.н. В.Н. Няруй.
Сотрудники кафедры гуманитарного образования доктор филологических наук Наталья Цымбалистенко и кандидат филологических наук Юрий Попов также погрузились в мир познания коренных народов и создали ряд учебных пособий по мифологии, фольклору и литературе ненцев, ханты и других малых народов Севера (по сути, речь в данном случае идет о рождении уникального учебно-методического комплекса), а также научные труды по этнологии региона, его культуре и многим иным проблемам.
Более 11 лет на Ямале, постоянно совершенствуясь, воплощается необычная для большинства регионов России образовательная программа - Школа риторики для педагога (уточним - ямальская Школа риторики...), созданная и реализуемая в образовательной практике заведующим названной кафедрой к.ф.н. Сергеем Тихоновым. В этой школе (а их за эти годы состоялось уже 9 в городах Муравленко, Салехард, Лабытнанги, Губкинский, Ноябрьск) слушатели - учителя, преподающие разные предметы на различных ступенях школьного образования, социальные педагоги, психологи, руководители образовательных учреждений. С 2008 года, опираясь на опыт друзей и соседей-уральцев (Тюменского областного государственного института развития образования, Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования), при поддержке «Учительской газеты» и региональных клубов «Учитель года» на Ямале проводятся педагогические марафоны. Опыт, пусть немноголетний и небольшой, дает основание сказать, что педагогам прежде всего интересен живой опыт лучших учителей страны и своего региона. Очевидно, характер обсуждений, дискуссий, анализ профессионально-педагогической и эмоционально-психологической составляющих этого события позволили ее непосредственному участнику и во многом вдохновителю - первому заместителю главного редактора «Учительской газеты» Ирине Георгиевне Димовой - сказать слушателям о том, что, возможно, сегодня на Ямале рождается новая, ни на какие иные не похожая, форма повышения квалификации.
Вместе с тем институт традиционно в качестве одного из значимых направлений работы рассматривает учебную подготовку и проведение курсов повышения квалификации. Ежегодно в ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» повышают квалификацию более трех тысяч работников образования округа.
...Лейтмотивом инновационных преобразований, происходящих в системе образования РФ в целом и Ямало-Ненецкого автономного округа в частности, становится осуществление принципа «Образование на протяжении всей жизни», который заменяет исчерпавшую себя идею «Образование для жизни». В современном динамичном мире умение быстро сменить профессию или усовершенствоваться в ней становится необходимым условием существования человека. И региональный институт развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа всемерно способствует созданию необходимых условий для реализации этого нового, однако жизненно необходимого требования.

Сергей ТИХОНОВ, заведующий кафедрой гуманитарного образования Регионального института развития образования ЯНАО
Салехард