Учитель физики из небольшого северного города издавна чувствует и, убедившись в собственной практике, знает наверняка (и для него это стало аксиомой): учащийся, воспитанник - это не чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что захочется. Это сложнейший мир со своими правилами и законами, в котором учителю не так-то просто разобраться. Учащиеся не исполнители, а полноправные участники творческого процесса обучения. Задача учителя - помочь им раскрыться.
Игорь Ткачук признает за любым своим подопечным право на ошибку: «Нужно не наказывать за неумение и незнание, а помогать, поддерживать. И радоваться, если наконец-то получилось. Нужно ободрять. Если учитель ободряет, то ученик привыкает быть уверенным в себе, у него не формируется комплекс неполноценности, не возникает непроходящее чувство вины за свое неумение учиться.
Чему учит (всеми силами старается научить) школьный учитель физики с Ямала? Конечно, своему предмету в первую очередь. Но перед ним стоит немало и других задач.
«Формирование у детей целостной научной картины мира на уроках физики должно сопровождаться осмыслением вопросов: что представляет собой мир, в котором я живу? Кто я в этом мире? Какой смысл имеет мое существование? Что такое добро и что такое зло? Главная цель педагога, какой бы предмет он ни преподавал, - вырастить ответственного человека, умеющего самостоятельно, критически, свободно, творчески мыслить.
Как добиться того, чтобы твой учащийся стал по-настоящему слышащим и слушающим, вникающим и вникнувшим? В сто раз важнее мотивировать, заинтересовать. А это возможно, по мнению Игоря Ткачука, если в большинстве случаев монотонные уроки-лекции заменить увлекательным экспериментом, а учащегося превратить в творческого исследователя физической реальности. А вот когда учащийся вовлечется и увлечется, тогда для освоения необходимой для решения творческих исследовательских (в том числе и экспериментальных) задач теории можно с успехом воспользоваться и такой проверенной формой, как учебная лекция.
В основе обучения - проверенный временем цикл научного познания: от наблюдения - к гипотезе, от гипотезы - к теоретическому обобщению и практическому применению. Тогда, окончив школу, молодой человек, может, и забудет законы Ньютона, но, опираясь на сформированную во время обучения способность самостоятельно и, что очень важно, критически мыслить, практически всегда сможет найти выход из сложной жизненной ситуации.
Так учитель приближает к жизни дисциплину, теория которой, возможно, никогда школьнику в его профессии не пригодится. Но это будет потом. А пока на уроках физики Игоря Ткачука, как минимум, не скучно: здесь школьникам доступен эксперимент. Если практическое применение изучаемых теоретических знаний будет показано на примерах, с которыми человек постоянно встречается в обыденной жизни, то сложное будет становиться для учащегося, нет, не более простым, однако ощутимо более доступным. Будет становиться понятным и надолго (если не навсегда) запоминающимся.
«Я стремлюсь к тому, чтобы на каждом уроке происходила активная работа мысли, воображения, рождались живые и очень необходимые ребятам эмоции, - пишет в своих заметках Игорь Ткачук. - Хотелось бы, чтобы результатом знакомства моих учеников с наукой под названием «физика» стала реальная польза для их собственной жизни, а может быть, и для жизни других людей.
Чем физика отличается от математики? На первый взгляд у них много общего: формулы, задачи. Большинство физических законов имеет математическую формулировку, а решение задач на применение этих законов требует использования математического аппарата.
Но, в отличие от математики, в физике в гораздо большей степени и в большем объеме возможен эксперимент. Живой, интересный, познавательный, показательный. И это тоже целая наука - провести эксперимент правильно. Школьники осваивают ее под руководством Игоря Ткачука.
Программа учебного курса «Техника физического эксперимента», разработанная учителем, на наш взгляд, уникальна.
Ребята, даже не зная, что такое методология, и не слыша этого красивого высоконаучного слова, с удовольствием и знанием дела проводят эксперименты. Ведь общеизвестно, что изучать любой предмет куда интереснее, если есть возможность увидеть его в действии, изменить условия: а что если сделать вот так? Именно ребячье любопытство положено в основу программы.
Проведение эксперимента предполагает несколько вариантов решения, что способствует творческому развитию ребенка, учит выдвигать обоснованные гипотезы.
Особое внимание на занятиях, основой которых становится физический эксперимент, экспериментирование, уделяется постановке проблемы, анализу условий проведения опыта и обучению формулированию выводов из результатов эксперимента. То есть тому, что имеет непосредственное отношение к развитию универсальных учебных действий.
Естественно, что это дается не всем учащимся как само собой разумеющееся. Подготовка к эксперименту - важный этап, в котором нельзя что-то упустить. Необходимо убедиться, что все юные экспериментаторы понимают цель опыта, представляют себе возможные варианты его результатов и могут сформулировать выводы, которые можно сделать из полученных результатов.
До проведения эксперимента необходимо подвести учащихся к выводу о том, что существует проблема, которая наилучшим образом может быть разрешена только опытным путем. Потом совместно спланировать и выполнить эксперимент, результаты которого могут привести к наилучшему, наиболее удачному решению этой проблемы (или существенно облегчить и тем самым в конечном итоге значительно приблизить решение). Естественно, при этом обязательно, подчеркивает педагог, ознакомить с техникой безопасности.
После выполнения эксперимента в форме самостоятельного опыта, как справедливо полагает Игорь Ткачук, целесообразно проводить коллективное обсуждение его результатов и обязательно формулировать выводы.
Когда учащиеся в должной мере освоят базовую структуру выполнения экспериментальных работ, им предлагается выполнение домашнего эксперимента, цель которого развивать самостоятельность в индивидуальной познавательной деятельности. При этом предлагаемое каждый раз учителем достаточное количество разноуровневых экспериментальных заданий позволяет подобрать для каждого учащегося то, которое доступно его пониманию и подготовке, а также, что крайне важно, способствует дальнейшему развитию юного физика, в чем-то расширяет горизонты его познаний и практического действия (действования).
Что дает этот курс, курс «Техника физического эксперимента», школьникам? Не слишком ли они на- (за-, пере-)гружены, чтобы предлагать им изучать и осваивать в своей практической образовательной деятельности еще одну дисциплину, не входящую в обязательную школьную программу? Опыт преподавания позволил Игорю Ткачуку сделать вывод: эта учебная дисциплина способна оказать (и на самом деле оказывает) огромное влияние на общее развитие ребенка.
Так, среди целей, сформулированных автором программы, названы развитие интереса к исследовательской деятельности, формирование измерительных умений (которые пригодятся людям, имеющим самые разные инженерно-технические специальности и работающим в сфере промышленности и науки), расширение и углубление представлений учащихся о межпредметных связях между физикой, электротехникой, математикой, химией, информатикой и другими предметами.
Возможно, кому-то этот учебный курс поможет определиться с будущей профессией. И вряд ли это будет теория: те, кто активно участвовал в экспериментах, охотнее будут работать на производстве, то есть предпочтут практику. Программа учитывает, что большинство школьников, проявляющих интерес к физике, станут не физиками-теоретиками, а инженерами, техниками, рабочими.
Изучение техники физического эксперимента, само по себе экспериментирование, несомненно, подвигает учащихся к углубленному изучению физики и позволяет успешно участвовать в олимпиадах. Учитель не раз был отмечен грамотами управления и Департамента образования за подготовку победителей и призеров в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников. Его ученики Алексей Мудла и Андрей Анисимов стали победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. А Андрей Дорошенко вошел в сборную России наряду с выпускниками профильных лицеев и гимназий. В 2009 году 316 лучших юных физиков мира из 69 стран собрались помериться научными познаниями, творческими способностями и силами на Международной олимпиаде в Мексике. Воспитанник ноябрьского педагога Игоря Викторовича Ткачука Григорий Старков продемонстрировал отличную подготовку и стал победителем столь масштабной и значимой олимпиады.
Опираясь на свой уникальный опыт, учитель создал обширную базу данных, которая включает методические задания для подготовки школьников к олимпиадам. Три его авторские экспериментальные задачи имеются в банке данных Центрального оргкомитета всероссийских олимпиад. Разработанную учителем систему классификации задач по классам и темам теоретического и экспериментального туров для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников уже два года используют учителя его города, нередко обращаются к ней коллеги и из других муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, а также физики из иных российских регионов. Игорь Ткачук охотно делится своими наработками.
Педагог не ограничивается деятельностью в рамках школьной программы, а с размахом выходит за ее пределы. Игорь Викторович не только готовит учащихся, успешно участвующих в предметных олимпиадах различного уровня, но и с энтузиазмом ведет занятия в городской Школе юного физика. Под его руководством старшеклассники (ребята 9-11-х классов) занимаются в заочной физико-технической школе при Московском физико-техническом институте (МФТИ) - одном из самых известных в России и в мире вузов и научных центров.
Неудивительно, что, полюбив физику под руководством педагога, многие идут в вузы. Успех их закономерен. Восемь воспитанников Игоря Ткачука приняты в МФТИ. Особо отметим: зачислены без вступительных экзаменов - только с учетом итогов их выступлений на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников по физике. Пять выпускников зачислены кандидатами в сборную России для подготовки к Международной олимпиаде по физике.
Заслуги Игоря Викторовича Ткачука были не раз отмечены на городском, окружном, российском уровнях. Имя учителя внесено в книгу почета «Золотой фонд образования города Ноябрьска». За успехи в педагогической деятельности по итогам конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Игорю Ткачуку в 2006 году присуждена премия губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2007 году - Премия Президента Российской Федерации. Кроме того, педагог заслуженно носит звание почетного работника общего образования Российской Федерации. В 2011 году Игорь Ткачук сначала стал абсолютным победителем городского конкурса педагогического мастерства. Затем к нему пришло признание и на окружном уровне: Игорь Викторович Ткачук был признан абсолютным победителем регионального конкурса «Учитель года Ямала-2011».
Жизненная позиция учителя, его личные качества и авторитет, уважение и доверие коллег к педагогу в 2011 году выразились и в том, что 30-31 мая в составе делегации ЯНАО Игорь Викторович принял участие в VI съезде Всероссийского педагогического собрания «Учитель, семья, общество - инновационные модели взаимодействия», состоявшемся в Москве. И уже после этого события региональный отдел общероссийской организации «Всероссийское педагогическое собрание» выдвинул кандидатуру Игоря Ткачука для участия в выборах депутатов Государственной Думы России.
Да, ее величество физика как наука и его величество физика как школьный учебный предмет с юности определили и определяют траекторию и сущность жизни Игоря Ткачука. Наверное, иначе именно в его жизни быть и не могло, поскольку и родители - Виктор Иванович и Людмила Михайловна - учителя физики, десятилетия проработавшие в средней школе №10 г. Ноябрьска. Отец, Виктор Иванович, в конце уже прошлого, XX века сам по праву носил титул победителя окружного конкурса педагогического мастерства и был участником заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года».
Однако, вспоминая известную пословицу, не физикой единой жив Ткачук-младший. Игорь от природы человек скромный, даже порой застенчивый, любящий тишину, страстный рыбак и искусный кулинар. И, что, на наш взгляд, во многом помогает понять его личность, замечательный старший, нет, не товарищ (хотя и это истинно по отношению к нему), а настоящий друг своим и нынешним, и уже совсем взрослым ученикам.
Чтобы стать хорошим учителем...
Как у любого мастера своего дела, у Игоря Ткачука есть философия профессии, несколько мыслей, которые для него стали непреложными истинами. Приведем некоторые из них.
Учитель и любовь к своему труду - аксиома; только тогда он может работать творчески и ученик будет воспринимать и впитывать знания с открытой душой и разумом.
Вся жизнь учителя - непрерывное ученичество. Поэтому учителями мы становимся всю нашу жизнь. Труд учителя - это прежде всего непрестанная работа над собой: постоянное самосовершенствование, честный анализ смысла поступков своих и детских, контроль своих слов.
Чтобы стать хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, при безусловном уважении тех, кому преподаешь.
Чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего информационного общества, необходимо владеть информационными технологиями лучше, чем самые продвинутые, как сейчас выражаются, пользователи-учащиеся.
«Моя роль как учителя, - уверен педагог, - направлять детей на самостоятельный путь поиска решения, ответа, побуждать их активно применять добытые знания».
И с этими своеобразными постулатами педагогического творчества учителя физики Игоря Ткачука, очевидно, невозможно не согласиться.
Физика как творчество... Жизнь как эксперимент...
Она продолжается в заинтересованном гомоне школьных классов и в сосредоточенной тишине размышлений, в эмоционально наэлектризованном воздухе лаборатории и в созерцательном покое уединения...

Ольга СЫТНИК; Сергей ТИХОНОВ, зав. кафедрой гуманитарного образования Регионального института развития образования ЯНАО
Салехард