Открыл дискуссию Александр ОСИН, генеральный директор Республиканского мультимедиацентра Министерства образования и науки РФ:

- Сегодня многие учителя считают компьютер чудом прогресса и думают, что его нужно изучать как явление. Но это не совсем так. В средние века появились первые университеты, образование слало отраслью, люди придумали книгу. Книга произвела первую революцию - открыла сектор самостоятельной учебной работы. Пятьсот лет мы благополучно развиваем эту парадигму, казалось бы, нам не нужно ее менять. Но проблема в том, что классно-урочная система на самом деле давно устарела. Объемы знаний многократно выросли, они постоянно увеличиваются и обновляются. Современный человек должен учиться всю жизнь. Если пользоваться старыми методами, то скоро к каждому ученику нужно будет приставлять по нескольку преподавателей. Но такое невозможно. Я считаю, что компьютер произвел вторую революцию в образовании и резко расширил сектор самостоятельной учебной работы. И проблема - на каждого несколько педагогов - теперь неактуальна.

Андрей ОЛЕЙНИК, начальник Управления информатизации образования Министерства образования и науки РФ:

- Внедрение информационно-коммуникативных технологий в школу - это инструмент для того, чтобы ученики как можно быстрее и качественнее получали знания и навыки. Мы должны формировать требования к педагогам, которые будут обеспечивать подготовку кадров для образовательных учреждений новой генерации с использованием современных информационных технологий. И очень важно, что сегодня мы выходим на уровень непрерывного образования, подготовки и переподготовки специалистов. Современные учителя должны владеть стремительно развивающимися аппаратными средствами.

Нужен ли российским школам интернет?

Александр ОСИН:

- Сегодня в России интернет в первую очередь нужен педагогам, методистам, директорам. Европейский союз далеко продвинулся в области ИКТ. В прошлом году в Европе завершили программу информатизации, кстати, аналогичную российской ФЦП РЕОИС. Там подключили все школы к интернету, оснастили их техникой с расчетом один компьютер на пять учеников, переучили педагогов. РЕОИС также предусматривает переподготовку преподавателей, оснащение школ в расчете один компьютер на 80 учеников. Во всем мире компьютерными технологиями обучения занимаются не меньше одного часа в неделю, около 50% учителей пользуются интернетом. И все-таки на Западе поняли, что пришли не туда, и организуют новый виток информатизации Европы. Дело в том, что там дети выросли в условиях не книжной, а экранной культуры, с использованием аудиовизуальных средств. Они родились с «мышкой» в виртуальной реальности, и книги им уже неинтересны.

Андрей ОЛЕЙНИК:

- Российская ментальность позволяет сделать культурный и технологический прорыв в области ИКТ. Посмотрите, что может наша молодежь. На последнем чемпионате мира по программированию в Китае наши школьники и студенты заняли практически все первые места. Мы обошли крупнейшие образовательные центры Европы, Азии и Америки. За счет чего? За счет нестандартности мышления и направленности на конечный результат.

Какие мультимедийные продукты сегодня используются в школах?

Игорь ВЫДУМКИН, преподаватель стекольного колледжа, город Гусь-Хрустальный:

- Мне часто приходится самому создавать программы, писать методические разработки. И вот почему. Сегодня много обучающих программ, тренажеров, но они созданы специалистами, которые являются программистами без педагогического опыта. К сожалению, такие продукты преподавателю не совсем подходят. Думаю, что компьютерные продукты для учителей должны создавать люди, имеющие педагогический опыт.

Галина КОННЫЧЕВА, директор лицея-интерната естественных наук при Саратовском государственном университете имени Вавилова:

- Конечно же, учитель должен уметь пользоваться мультимедийной продукцией. Это сделает урок более ярким и наглядным. Хочу поделиться, как у нас проходят занятия по химии. Допустим, на мультимедийном экране показываются озоновые дыры. Учитель проверяет домашнее задание в виде тестов, и тут же дети видят свою оценку на экранах компьютеров. Затем педагог объясняет явление озоновых дыр, после чего проводит реальный опыт по химии, а затем - виртуальный, который нельзя провести в жизни. Далее ученики выходят в интернет и ищут материал по заданной теме. Современные дети уже не могут высидеть 45 минут классического урока. Им скучно. Поэтому в нашем лицее можно провести и виртуальные опыты. Таким образом, использование информационных технологий позволяет держать интерес ребенка к учебному материалу от начала до конца урока.

Игорь ШТЫРКОВ, главный специалист государственного Управления образования и науки Псковской области:

- В нашей области три четверти школ - сельские. Использование мультимедийных продуктов в первую очередь зависит от компетенции и интересов учителя. Также оно зависит и от административного давления районного управленца. Что касается конкретных материалов, то для сельских детей интересно русское и западное художественное и музыкальное искусство. Что касается математики и физики, то сегодня, к сожалению, далеко не каждый учитель может полноценно использовать электронный образовательный продукт.

Игорь ВЫДУМКИН:

- У нас тоже есть виртуальные лаборатории. Я приведу пример. Мой коллега решил не мучиться с оборудованием и провел лабораторную работу по электротехнике с применением специальной программы. На первом же занятии его ученики сожгли 80% электрических схем, которые они собирали, правда, виртуально. Как вы относитесь к тому, чтобы практические работы заменить на виртуальные?

Александр ОСИН:

- Учителя и книгу компьютер никогда не заменит. Просто необходимо найти правильное соотношение. Нужны ли виртуальные лаборатории? Конечно, нужны. Согласитесь, лабораторные работы на экране безопасны и вместе с тем полностью воспроизводят реальный процесс. Другое дело, что подобные электронные образовательные продукты стоят недешево и очень быстро устаревают...