Задачи:
- обогатить работу с детьми в детском объединении новыми социально-экономическими отношениями;
- способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка;
- обеспечить равные возможности в социальном становлении детей и подростков;
- создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Содержание программы включает три основных блока.
1. «Доброта, забота, милосердие» - предусматривает воспитание привычки совершать добрые поступки, помогает осознать, что искренняя забота приносит радость (совместные творческие дела с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), участие в различных благотворительных акциях, ярмарках милосердия, посильная помощь членам объединения).
2. «Радость и веселье» - предусматривает организацию досугово-массовых мероприятий (концерты, встречи, конкурсы, праздники).
3. «Лидер ХХI века» - предусматривает развитие лидерских способностей детей и подростков через систему занятий в Школе лидерского мастерства (ШЛМ) и организацию детского движения в условиях Дома детского творчества.
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 8-17 лет.
Срок реализации: 3 года.
Формы обучения:
- коллективная творческая деятельность;
- практические и индивидуальные занятия.
Этапы реализации программы
1. Предварительный этап «Установка»:
- привлечение квалифицированных кадров;
- разработка плана деятельности;
- заключение договоров с заинтересованными людьми и организациями.
Общий итог работы: создание единого педагогического пространства.
2. Организационный (подготовительный) этап «Привлечение»:
- провести первичную диагностику детей (анкетирование);
- сформировать у детей общее представление о программе детского объединения;
- привлечь детей к участию и организации дел;
- организовать систему детского самоуправления;
- организовать вводные занятия по основным направлениям деятельности объединения;
- утвердить план совместной работы.
Общий итог работы: успешная адаптация и самоопределение детей в выборе направлений.
3. Основной этап «Погружение»:
- реализация программы объединения по направлениям деятельности: проведение познавательно-развлекательных, деловых игр, шоу-программ, конкурсов, проектов по направлениям деятельности объединения, организация благотворительных концертов, акций, встреч с интересными людьми и др.;
- создание системы работы объединения;
- проектирование и реализация детьми своих авторских проектов;
- проведение текущей диагностики;
- анализ предложений по организации деятельности объединения.
Общий итог работы: создание ситуации успеха, проявление социальной и творческой активности, толерантности.
4. Итоговый этап:
- организация индивидуальных и групповых творческих отчетов по основным направлениям деятельности объединения;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- анализ полученных результатов;
- проведение итоговой диагностики;
- награждение наиболее активных участников программы.
Общий итог работы: самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация как компоненты саморазвития ребенка.
5. Аналитико-прогностический этап «Последействие»:
- проблемно-ориентированный анализ деятельности объединения;
- прогнозирование и проектирование дальнейшей деятельности объединения.
Общий итог работы: перспективный план развития деятельности объединения.
Символы детского общественного объединения: девиз, флаг, галстук, значок и эмблема объединения.
Ритуалы детского объединения: торжественные линейки, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным и краевым символам.
Традиции детского объединения: законы коллектива, традиции-события.
Руководство объединением осуществляется органами самоуправления, предусмотренными уставом объединения.
Взаимодействие с другими общественными объединениями: объединение тесно взаимодействует с другими детскими общественными объединениями и организациями, находящимися на территории образовательного пространства. Входит в состав краевой детской общественной организации пионеров «РЮЗ» (председатель Т.А.Бусоедова) и районной детской общественной организации «Искра».
Прогнозируемые результаты
На уровне личности:
- самореализация и самоактуализация творческого потенциала личности;
- становление ценностных ориентаций и гражданской позиции;
- воспитание толерантности, уважения к культуре своего народа и народов, проживающих на территории Забайкальского края;
- самоопределение воспитанников;
- высокий показатель самооценки и самоконтроля;
- развитие коммуникативности и организаторских навыков;
- преодоление кризисных ситуаций;
- способность к творческой деятельности в других коллективах;
- высокий уровень мотивации к активной социокультурной деятельности;
- высокий уровень социальной адаптации к новым условиям.
На уровне коллектива:
- высокий уровень развития детского коллектива;
- проявление взаимовыручки и взаимоуважения среди членов детского объединения;
- принятие большинством ребят законов и традиций коллективной жизни;
- определение назначения и миссии объединения;
- оказание позитивного влияния на становление гражданской позиции подростков и их ценностных ориентаций.

Блок «Радость и веселье»

Досуг - это свободный выбор личностью сфер познания, общения и творчества. Досуг имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых развивает общую культуру личности.
Актуальность разработки программы организации досуга обусловлена стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Цель деятельности: создать условия для формирования общей культуры ребят, раскрытия творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.
Задачи:
- освоение ребенком традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение;
- направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы;
- создание условий для самосовершенствования, социальной активности детей и подростков;
- формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности, укрепления здоровья;
- формирование опыта организации содержательного досуга.
Принципы:
- информационная насыщенность предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других фактов и сведений;
- массовость предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих;
- диалогичность означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.
В данной досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.
Формы игровой деятельности:
- сюжетно-ролевые игры;
- игровое имитационное моделирование;
- демонстрационные игры;
- театрализованные игры;
- игры-конкурсы;
- интеллектуально-творческие игры.
Методы:
- игровые методы;
- упражнения;
- обсуждение;
- создание, проигрывание и анализ ситуаций;
- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию);
- театрализация.
Этапы реализации программы разработаны в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых используются преимущественно формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
1-й этап - возраст от 6 до 10 лет. Это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого основной способ осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми - действие по образцу. Формы реализации:
- всевозможные игры (с правилами, с игрушками, с синхронными действиями);
- рисование;
- праздники.
2-й этап - возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками. Они хотят участвовать в общем деле и знать, в чем выражается их деятельность. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в мирное русло, помочь самоутвердиться. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярные ее формы:
- игры на местности;
- игры на восприятие друг друга;
- спортивные мероприятия, туризм;
- праздники.
3-й этап - возраст 14-17 лет. Подростки проходят период формирования чувства идентичности, самости, осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, приобретаются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов.
Это могут быть:
- вечера современной музыки;
- диско-шоу;
- вечера авторской песни;
- спортивные игры;
- дискуссии;
- тренинги;
- всевозможные формы общественно полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т. д.).
Ожидаемый результат:
- осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
- изменение привычных установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- формирование традиций Дома детского творчества.
Отслеживание результатов реализации программы осуществляется с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений (тетрадь успеха, мониторинг), проведения социологических опросов детей и родителей, бесед с родителями, организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке, анализа творческих работ воспитанников.

P.S. Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».


​Ирина КОРШИКОВА, методист Дома детского творчества поселка Вершино-Дарасунский Забайкальского края