В ходе проведения занятия ученики смогут:
- ознакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
- получить опыт работы на уроке: деловая игра, участие в избирательной кампании, отстаивание собственной точки зрения;
- понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
- смогут выработать собственное мнение о проблеме, расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания на уровне региона.

Ресурсы к занятию: плакаты, рекламные проспекты, программы кандидатов, ватман, фломастеры, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор, экран, трибуна.

Ход урока
Выборы - это древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников и даже главарей банд или пиратских шаек. Сейчас мы кого-то да выбираем каждый год. «Выборы» - короткое слово, но как много информации оно вбирает в себя! Давайте поиграем с этим словом, извлечем из него еще несколько слов (выборность, борьба, равенство, объединение), которые вместе и покажут нам принципы, на которых проходят выборы.
Сегодня мы проведем игру «Избирательная кампания», придерживаясь всех правил ведения избирательного процесса, следуя всем ее основным этапам.

Деловая игра (длится 35 минут)
Цель выборов - выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное (такова формула выборов). В Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления...» (Ст. 32.)

Основные этапы избирательного процесса
1. Подготовительный (объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей).
2. Выдвижение и регистрация кандидатов (избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов и собирают подписи в их поддержку в сроки, установленные законом; происходит регистрация кандидатов и доверенных лиц).
3. Предварительная агитация (она проходит за счет средств государства, а частично - за счет фондов, создаваемых группами поддержки; агитация прекращается за день до выборов).
4. Голосование и подведение итогов.
За нарушение избирательных прав Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривают наказания.
Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые элементы избирательной кампании.
Класс делится на 3 команды (партии). Играющие должны выполнять задания каждого тура и набрать как можно больше очков (голосов избирателей). Побеждает та партия, которая наберет к концу игры наибольшее количество очков-голосов. Игра состоит из пяти туров. За выполнение заданий каждого тура команда получает два очка голоса избирателей. В 3-й и 4-й туры включены задания, названные «Дополнительные голоса избирателей».
Победитель определяется по большинству набранных очков.

Интерактивная часть игры
Финансирование избирательной кампании
Задание: сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию. Время на подготовку - 1 минута.
Слово предоставляется каждой команде. В случае выполнения условий задания команда получает 2 очка (голоса избирателей).

Тема избирательной кампании
Задание. Сформулируйте основную тему вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы вы положите в основу своей кампании? Придумайте основной лозунг вашей избирательной кампании:
1-я группа - лозунг избирательной кампании президента школьного парламента;
2-я группа - лозунг избирательной кампании главы района;
3-я группа - лозунг избирательной кампании депутата Государственной Думы.

Кризис. Дополнительные голоса избирателей
Задание. Политические конкуренты обвиняют вас в том, что вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. В связи с этим попытайтесь провести брифинг, где вам нужно доказать ложность выдвинутых против вас обвинений (по одному человеку от партии, журналисты). Брифинг - короткая пресс-конференция представителей СМИ.
Реклама. Дополнительные голоса избирателей (домашнее задание)
Придумайте рекламу, которую можно использовать в ходе избирательной кампании.
1-я группа - разработать рекламу для юных избирателей.
2-я группа - разработать имидж кандидата в депутаты.
3-я группа - призвать избирателей прийти на выборы.

Азбука избирателя
Задание. Каждая команда инсценирует процедуру выборов, где, возможно, есть нарушения. Задача двух других команд - назвать эти нарушения, пояснив ответ.

Подведение итогов занятия (рефлексия)
Итоги подводятся в результате подсчета набранных очков (голосов избирателей).
В конце занятия возвращаемся к вопросам, предложенным в начале занятия:
С какими сложностями в ходе работы вы сегодня встретились?
Как вам удалось с ними справиться?
Чему вы сегодня научились?
Насколько важны организация предвыборных кампаний, сами выборы?
Как проходят выборы в нашем городе, регионе? Этот вопрос мы задаем главе администрации Свободинского сельского совета. Он подробно рассказывает:
«2 марта 2008 года вся наша страна выбирала Президента Российской Федерации. Проходили выборы и на территории нашего муниципального образования. На этих выборах наши односельчане выбирали президента страны и главу муниципального образования. Количество избирателей по Свободинскому сельскому совету составило 2627 человек. Из них приняли участие в голосовании 1895 избирателей, что составляет 72,1%. Как гласит статистика, 29 бюллетеней были признаны недействительными».
Домашнее задание
Подготовить сообщение на одну из тем:
«Информационные технологии в избирательном процессе»;
«Средства массовой информации в избирательном процессе»;
«Предвыборная агитация».
Мы разработали слайд-шоу «Я буду голосовать на выборах, потому что...»
Слайд-шоу на фоне медленной музыки: команда выстраивается один за другим, произносят свою фразу и показывают свой слайд (нарисованный по теме высказывания плакат-пример перед вами).
Я буду голосовать на выборах, потому что:
Живу в этой стране.
Я гражданин своей страны.
Имею на это право.
Отношусь к этому с большой ответственностью.
Мой голос может стать решающим.
Мне предоставлено право выбора.
Не хочу отличаться от других.
Считаю это своей обязанностью.
За нас это могут сделать пенсионеры, а их выбор не всегда совпадает с нашим.
Хочу повлиять на экономические преобразования в стране.
Хочу улучшить обстановку в своей стране.
Мне не безразлично будущее своей страны.
Подаю пример другим.
Голосую за справедливость.
Мы не знаем, что нас ждет, но мы верим, что все будет хорошо!

Приходи голосовать,
если восемнадцать.
Ну а если не придешь,
всю страну ты подведешь!

Судьбу мою пока решают,
но скоро можно будет мне.
Я выбор сделать свой хочу,
и голос скоро подарю
Моей родной стране.

Уважаемые избиратели!
Вы часто ругаете власть, правительство, президента, но ведь многое зависит от вас.
Вы хотите жить в свободной стране?
Вы хотите обеспечить будущее своим детям?
Вы граждане России?
Тогда вы обязательно должны прийти на избирательный участок.
Вы должны сделать свой выбор. Иначе за вас его сделают другие, подкупленные, обманутые.

Оставьте свои домашние дела и придите на избирательный участок. Никто ведь не знает, как изменится политика после выборов, и ваша земля, например, станет не вашей.
Отдайте свой голос самому мудрому, честному, порядочному кандидату в депутаты. Иначе таковым окажется хитрый, изворотливый, лживый человек.
Выполняйте свой гражданский долг. Ведь ваш голос могут использовать в своих целях некоторые нечестные люди.
Если мы все вместе сделаем свой выбор, то мы выберем сами свою судьбу, судьбу своей страны!

Видеосюжеты
Сцена №1
Избирательный участок. За столом представитель избирательной комиссии, заходит избиратель.
Избиратель: Добрый день, я хотел бы проголосовать.
Секретарь: Очень хорошо, давайте ваш паспорт.
Избиратель: К сожалению, я не захватил с собой паспорт, но у меня есть другой документ - водительские права.
Секретарь: Ничего страшного, это ведь тоже документ. Возьмите ваш бюллетень.
Избиратель: Спасибо!

Сцена №2
Избирательный участок. За столом секретарь, заходит избиратель.
Избиратель: Здравствуйте! Можно проголосовать?
Секретарь: Конечно!
Избиратель: Скажите, пожалуйста, могу ли я проголосовать и за свою родственницу, она заболела и не может сама прийти на выборы.
Секретарь: Ничего страшного, вы захватили ее паспорт?
Избиратель: Вот, пожалуйста!
Секретарь: Очень хорошо! Возьмите ваши бюллетени.

Сцена №3
Избирательный участок. Два избирателя взяли бюллетень, вместе подошли к кабине.
1-й избиратель: Проходите!
2-й избиратель: Нет-нет, я вас пропускаю!
1-й избиратель: Спасибо!
2-й избиратель ищет место для голосования, подходит к урне, делает пометку в бюллетене и бросает его в урну, 1-й избиратель выходит из кабинки, пытается бросить бюллетень в урну, но оставляет его сверху и уходит.

Прокомментируйте эти действия избирателей и членов избирательной комиссии.

​Елена ПАРАХИНА, учитель истории и обществознания Свободинской школы, Курская область