Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у ребят такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и т. д.
И придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети. Задача воспитателя - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Опыт показывает, что наиболее распространены следующие направления деятельности ученического самоуправления:
- участие в совершенствовании учебного процесса;
- участие в исследовательской работе;
- организация культурно-досуговой деятельности;
- организация работы по формированию здорового образа жизни;
- обучение лидеров.
Виды деятельности ученического самоуправления класса - познавательная, правовая, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, хозяйственная, информационная. Под каждый вид деятельности сформированы органы самоуправления, причем так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями.
Каждый орган на классном собрании избирает своего председателя путем голосования.
В совет класса входят председатель учебной комиссии, председатель комиссии дисциплины и порядка, председатель комиссии спорта и здоровья, председатель культурно-массовой комиссии, председатель хозяйственной комиссии, председатель пресс-центра.
Совет класса - главный исполнительный орган, избираемый на один год. Классные органы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов. Дети учатся обмениваться идеями и мнениями, учатся говорить от себя и о себе.
На совете класса рассматриваются и обсуждаются вопросы учебы, творческие дела, санитарное состояние класса, поведение учащихся, дежурство по школе, организация досуга и т. д.
Цели организации самоуправления:
- развитие у ребят организационных навыков;
- воспитание чувства ответственности;
- воспитание стремления к участию в общественной деятельности;
- формирование знаний, умений, навыков управленческой культуры;
- воспитание чувства гражданской ответственности.


Устав ученического самоуправления 9-го класса

I. Общие положения
Самоуправление «Юность» действует в соответствии с установленными правами и обязанностями, имеет эмблему, девиз, песню.

II. Цели и задачи
Цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.
Задачи самоуправления:
- развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
- развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоотношения детей и взрослых;
- развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива через различные виды деятельности.
Права и обязанности
Члены самоуправления имеют право:
- обсуждать любые вопросы;
- участвовать в проводимых делах;
- открыто высказывать свое мнение;
- обращаться за помощью в защите своих интересов.

Члены самоуправления обязаны:
- выполнять решения, принятые большинством голосов;
- уважать мнение других и традиции класса;
- поддерживать и пропагандировать деятельность класса;
- беречь школьное имущество;
- отвечать за чистоту, порядок и сохранность своего рабочего места;
- строго соблюдать правила техники безопасности.

Девиз класса:
Юность никогда не подводила,
Потому что Родине верна!
Эмблема - рука.
Символизирует:
- мы едины, как пять пальцев одной руки;
- вместе с тем каждый индивидуален и является яркой, творческой личностью;
- пять пальцев - это пять главнейших характеристик человека: доброта, честность, смелость, отзывчивость, любовь к Родине и окружающему миру.
P.S.  Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru.



​Шахри ГАДЖИЕВА, классный руководитель 9-го класса, учитель музыки Согратлинской гимназии Гунибского района Республики Дагестан, победитель XIII конкурса «Сто друзей»