Цель: воспитание ребенка как личности, уважающей себя, признающей ценность другой личности, способной сделать выбор в сложных ситуациях, умеющей нести ответственность перед собой и обществом.

Задачи:
1. Учить решать задачи организационного, кадрового, социально-педагогического, психологического характера для эффективного функционирования детского дома.
2. Развивать социальные навыки поведения, формировать установку на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
3. Формировать осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и другим, повышать социальную компетенцию.

Ключевая задача самоуправления в детском доме - сделать ребенка активным участником, субъектом воспитательного процесса. В рамках самоуправления дети получают возможность влиять на жизнедеятельность учреждения, на процесс разработки, принятия и реализации локальных нормативно-правовых актов, отстаивать свои права и интересы, удовлетворять потребность в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Нельзя допустить формального функционирования органов самоуправления без учета мнения и желания самих воспитанников. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, нередко игнорируется. Воспитатели зачастую оказывают прямое давление на мнение воспитанников, самоуправление организуется по форме, но не по сути. Самоуправление остается привилегией лишь отдельных детей. При этом забывается, что оно не только средство, но и результат воспитания, предполагает широкую вариативность.
Система самоуправления детского дома имеет несомненную ценность, поскольку развивает в реальных социальных условиях элементы личного самоконтроля, учит признавать права другого, быть терпимым по отношению к другим воспитанникам, уважать закон, понимать ценность порядка и кооперации как фундамента всякого труда и успеха.
В детском доме действует детский совет (см. схему).
Самоуправление открывает для многих возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность.
Согласно исследованиям Н.И.Приходько у детей, включенных в школьное самоуправление, формируется научное управленческое мышление, которое в свою очередь способствует формированию таких умений, как:
- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;
- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
- анализировать и синтезировать управленческую информацию;
- аргументированно и логично отстаивать свое мнение;
- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;
- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;
- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.
Воспитательное значение ученического самоуправления состоит и в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых современному человеку. Прежде всего это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы. Формируются и такие важные качества, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.
Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление вносить в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение жизни в целом.
Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.
Важное условие достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления - умелое педагогическое руководство деятельностью воспитанников, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе самоуправления детского дома.
Развитие самоуправления в детском доме зависит от успешности решения целого ряда организационных, кадровых, программно-методических, социально-педагогических и психологических задач.
1. Организационные условия - самоуправление должно функционировать на всех 4 уровнях (индивидуальный, коллектив группы, коллектив воспитанников детского дома и общий коллектив). Для этого прежде всего необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает детский дом, выяснить интересы и потребности детей и сотрудников. Важно также учесть особенности учреждения, его профиль (детский дом имеет право реализовывать программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности, пользователь ЭВМ), основные задачи, которые он призван решать, а также сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.
2. Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а также активистов самоуправления.
3. Социально-педагогические условия:
- опора в работе с воспитанниками на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики; учет психологических и возрастных особенностей и возможностей воспитанников, их индивидуальных качеств; направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов детей;
- включение в работу с детским советом по возможности большего числа педагогов;
- формирование положительного отношения сотрудников к работе органов самоуправления и привлечение их к участию в различных видах деятельности;
- использование в работе детского совета традиций, ритуалов, соревнований, игр, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности воспитанников;
- позиция сотрудничества педагогов и детей в совместной деятельности.
4. Психологические условия:
- сплоченность групповых коллективов воспитанников;
- благоприятный психологический климат в детском доме, преобладающее мажорное настроение;
- формирование и развитие этических ориентиров: добросовестного, творческого отношения к труду и общественной работе, стремления проявить свои способности, лучшие качества; развитие волевых качеств, умения владеть своим настроением, быть терпеливым; доброты, тактичности, чуткости и отзывчивости в отношениях с окружающими; умения ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей;
- предоставление каждому воспитаннику такой роли в органах самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации;
- развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления;
- выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности;
- психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления;
- желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.
В детском доме каждую неделю в группах проводятся собрания «Итоги недели».
По понедельникам на собрании детсовета решаются следующие проблемы:
1. Определяются взаимоотношения воспитанников в коллективе, заслушивается информация о решениях органов самоуправления в группах.
2. Подводятся итоги работы коллектива воспитанников (отчет секторов).
3. Награждаются группы, отдельные воспитанники и др.
4. Разбираются конфликтные ситуации, случаи нарушения правил поведения, режима дня.
5. Организуются спортивные соревнования, музыкальные вечера, дискотеки, дни именинников, праздники, конкурсы между группами, трудовые десанты.
Все вопросы вносятся в протокол. Особо значимые проблемы выносятся на общее собрание воспитанников, обсуждаются на линейке.
В конце каждого месяца подводятся итоги персонального рейтинга воспитанников. Учитываются успеваемость, посещаемость школы и кружков, спортивных секций, участие в городских и областных конкурсах, организация дежурства, участие в трудовых делах и качество выполнения поручений, наличие вредных привычек, нарушение поведения и др. Десятку лучших воспитанников ежемесячно награждают ценными подарками. Список детей обсуждается на заседаниях детсовета, согласовывается с членами совета детского дома и членами попечительского совета.

Детское самоуправление в детском доме - один из главных органов управления образовательным учреждением. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды детского дома.

​Ирина ПОПОВА, заместитель директора по УВР детского дома №3 города Таганрога, победитель VI конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»