Предлагаем проанализировать деятельность обычной сельской школы на предмет соответствия ее образу новой школы будущего.
Угроза закрытия нашей школы висит над нами уже более 25 лет. Все эти годы коллектив делает все возможное и невозможное, для того чтобы школа жила, потому что жизнь школы - это жизнь села.
На сегодняшний день в нашей основной школе обучаются 25 учеников и работают 8 педагогов, включая директора. Из 8 педагогов 5 имеют высшее образование, все педагоги аттестованы, 6 имеют первую квалификационную категорию. Из администрации в школе - один директор, практически все педагоги - многопредметники. То есть штат, как видите, совсем не раздут. Классы объединены в комплекты.
Посмотрев со стороны, кажется, что в такой школе невозможно получить качественное образование. Но давайте обратимся к фактам.
По результатам ГИА-2011 по нашему району оценку «отлично» получили только 2 выпускника. Оба из сельских малокомплектных школ, один из них наш выпускник, с отличием окончивший 9 классов.
Более 5 лет инновационной деятельностью нашей школы является исследовательская деятельность учащихся. В результате 3 года назад школьная НПК «Орешек знаний» приобрела статус муниципальной. Победители НПК «Орешек знаний» направляются на конкурсы окружного и регионального уровня, и ежегодно среди победителей до 50 процентов - ученики Меркушинской школы. Ежегодно наши ученики становятся победителями и призерами окружного конкурса детских исследовательских работ «Интеллект+» (5-8-е классы) и регионального конкурса «Я - исследователь» (1-4-е классы). Уже 2 года подряд наши малыши начальных классов, единственные из района, становятся участниками Всероссийского финала конкурса «Я - исследователь».
В международных интернет-олимпиадах принимают участие 80 процентов ребят, треть из них доходят до финала. Больше половины школьников учатся без троек. Ежегодно ребята нашей школы становятся победителями и призерами всевозможных районных конкурсов, смотров и выставок.
Может быть, у нас какие-то особенные дети? Да нет, дети такие же, как везде. Из обычных сельских семей, в том числе и неблагополучных. Только вот в нашей школе никто из ребят не курит, не употребляет спиртное и тем более наркотики, не матерится, нет случаев правонарушений. Зато ребята любят физкультуру, многие выпускники имеют спортивные разряды. Ребята с удовольствием занимаются в танцевальном и драматическом кружках. Многие учатся в музыкальной школе. Наш вокальный ансамбль «Пасхалия» ежегодно становится лауреатом и дипломантом всевозможных конкурсов - от областных до международных.
Мы считаем, что наша сельская малокомплектная школа как раз и является «нашей новой школой», причем давно, не дожидаясь никаких президентских инициатив.
Немного истории. Земская школа в селе Меркушино, созданная в 1847 году, была лучшей сельской школой Верхотурского уезда. Земство находило деньги на ее содержание, хотя училось в ней, так же как и сейчас, 20-30 человек. Находились у государства средства на содержание школы и в годы революции, Гражданской войны, в период коллективизации и в годы Великой Отечественной войны. Так неужели сейчас государство обеднело настолько, что у него нет средств содержать малокомплектные школы?

​Анна ЛИЛА, Елена СОБЕНИНА, учителя Меркушинской школы, с. Меркушино, Верхотурский район, Свердловская область