Ход вечера
1.    Формирование команд: учащиеся выбирают командиров, командиры набирают себе команды, команды придумывают названия («Богатыри», «Ясны солнышки»).

2. Задания командам
1. Жилища:
а) нарисовать древнерусскую избу с завязанными глазами. Победит тот, кто изобразит ее быстрее и достовернее;
б) остальные ищут ошибки;
в) все отгадывают загадки.
2. Ремесло:
а) по 2 человека от каждой команды приглашаются в «Мастерскую игрушечника»: необходимо слепить из пластилина игрушки древнерусских людей;
б) остальные инсценируют занятия древнерусских людей (рыболовство, охота, бортничество и т. д.).
3. Одежда:
а) по одному человеку от команды рисуют одежду древнерусских людей; команда-противник должна отгадать, что это и как носят;
б) остальные пишут на листе предметы одежды древнерусских людей, затем по очереди зачитывают. Нельзя повторяться;
в) загадки.
4. Обычаи древнерусских людей:
а) каждой команде дается листок с текстом колядки. Задача команд: объяснить, что это. Рассказать все, что можно узнать о жизни людей в Древней Руси, используя текст колядки.
5. Школа:
а) объяснить смысл выражений о книгах; задача: как можно точнее передать содержание выражения: «Подобны суть книги глубине морской, ныряя в которую износят дорогой бисер…»;
б) решить древнерусские задачки, кто быстрее;
в) объяснить смысл поговорок, например: «Кси, пси с фитою пахнут сытою». По 4 поговорки каждой команде;
г) произнести скороговорки, кто быстрее и правильнее, например: «Летят три пичужки через три пустые избушки». По 4 скороговорки каждой команде;
д) перечислить предметы, которые изучались в древнерусской школе.
6. Загадки о древнерусской пище, которая есть на наших столах (например, «Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня, за что так губят - потому, что любят»).
3. « Древнерусский пир»:
1) Дети рассаживаются за заранее накрытые столы, на которых стоят древнерусские кушанья: квашеная капуста, соленые грибы, лепешки, крендели, калачи, медовые коврижки, медовый кисель с молоком, блины, пряники, квас.
Рецепты были заранее даны детям. По ним ученики с родителями готовили то или иное блюдо.
2) Ребятам сообщаются правила поведения за столом в Древней Руси.
3) Все пробуют угощение.

4. «Древнерусские игры»:
Игра «Заводило»
Играют 10-20 человек. Играющие встают в круг лицом к центру.
Водящий считает:
Секу-секу свечку -
 Высеку дощечку.
 Честь-перечесть -
 Все 15 здесь.
Водящий выходит. В кругу выбирают заводилу. Его задача: показывать разные движения, которые дети повторяют (хлопать в ладоши, приседать, прыгать и т. д.). Водящий должен угадать, кто загадывает движения в кругу. Водящему нельзя долго смотреть на одного игрока.
Игра «Золотые ворота»
Выбирают 4 человек, которые будут изображать двое ворот. Игроки, изображающие ворота, говорят: «Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз - прощается, второй раз - запрещается, а на третий раз не пропустим вас». Ворота закрываются при последнем слове и давят того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманным, идущим можно ускорить шаг, а ловящим, т. е. воротам, - скорость чтения.
Нельзя:
1.    Останавливаться перед воротами. Кто остановился - пойман.
2.    Нельзя расцеплять руки. Все играющие держатся за руки.
3.    Опускать руки можно только на последнем слове.
Приложения
Тест «Жизнь и быт древнерусских людей»
Как назывались жилища в древнерусском государстве?
а) квартира        е) гридница
б) хижина        ж) изба
в) пещера        з) шалаш
г) землянка    и) хоромы
д) коттедж        к) терем

Какие праздники были у древнерусских людей?
а) Новый год    г) 1 Мая
б) 8 Марта        д) Масленица
в) колядование    е) Радуница
Пища Древней Руси:
а) каравай        е) коврижка
б) какао        ж) пряники
в) чай        з) каша
г) похлебка        и) чебуреки
д) гуляш        к) кисель    
Одежда и обувь древнерусских людей:
а) платье        е) сапоги
б) кроссовки    ж) кеды
в) рубаха        з) онучи
г) брюки        и) носки
д) порты        к) лапти    
Какие предметы изучались в древнерусской школе?
а) азбука    д) пение
б) физика    е) религия
в) письмо    ж) природоведение
г) счет        

Тематические загадки
Жилище
Стоит бычище, проклеваны бочища (Изба)
Основа деревянная, уток соломенный (Крыша из соломы)
Одна - коптится, другая - топчется (Пол и потолок)
В сенцах ходить, да в избу не заходить (Дверь)
Что в избе не видно (Тепло)
Каждый ходит по мне летом и зимой, а ездить нельзя (Лестница)
Зимой нет теплее, летом - холоднее (Печь)
Ходит Хам по избам, лезет Хам ко глазам. Отворю окошко - выйди Хам хоть на немножко (Дым)
Что за зверь? Зимой ест, а летом спит; теплая, а крови нет; сесть на нее сядешь, а с места не съедешь (Печь)
Ни хвоста, ни головы, а 4 ноги (Стол)
Не выметешь, не выскребешь, а время придет - сам уйдет (Дым)
Серое сукно тянется в окно (Дым)
Что в руку не схватишь (Дым)
Красненький петушок по жердочке бегает (Огонь в печи)
Стоит столб, горит свет, а угольев нет (Свеча)
Что из избы не вытащишь (Дым)
Одежда
Дуйся не дуйся - через голову суйся. Попляши день-деньской - и пойдешь на покой (Рубаха)
С одного бока лес, а с другого - поле (Шуба)
Привяжешь - пойдут, отвяжешь - отстанут. Надену - ободом сведет, сниму - на землю упадет. Тепла не дает, а без него холодно (Пояс)
Из липы свито дырявое корыто. По дороге идет (Лапти)
Два арапа - родные братья, ростом по колено. Везде с нами гуляют и нас защищают (Сапоги)
Сижу верхом, не ведаю на ком, знакомца встречу - соскочу, привечу (Шапка)
У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе (Рубашка)
День-деньской скачет, пляшет и на покой идет со мной (Рубашка)
Днем как обруч, ночью как уж. (Кто отгадает - будет мой муж) (Пояс)
Сплетен липовый куст. Днем - отперт, ночью - заперт, голова есть - мозгу нет, спина есть - костей нет. Два рта и хвоста (Лапти)
Пища
Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня, за что так губят - потому, что любят (Хлеб)
Комковато, ноздревато, и губато, и горбато, и текло, и кисло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и легко, и мягко, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило (Каравай)
Меня одни не едят, а без меня мало едят (Соль)
В воде родится, а воды боится (Соль)
Черна, мала крошка, соберут немножко, в воде поварят, ребята съедят (Каша)
Черна, мала крошка, соберут немножко, в воде поварят. Кто съест - похвалит (Хлеб)
Чисто, да не вода, клейко, да не смола, бела, да не снег, сладка, да не мед, от рогатого берут да живулькам отдают (Молоко)
В воде родилась, в огне крестилась, на воду пала и пропала (Соль)
Не сеяно, не молото, в воду обмочено, камнем пригнетено, к зиме приблюдено (Соленые грибы)
Дедушка смеется - на нем шубонька трясется. В печь несут - жидко, горячо, из печи несут - густо, холодно (Кисель)
Школа
Книга - в ней два листа, а середка пуста (Вощеная дощечка)
Пять волов одним ралом пашут (Писало)
Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (Гусиное перо)
Малый конь с черного озерца воду берет, белое поле поливает (Гусиное перо)

Задания по теме «Школа»
На основе древнерусских изречений сделайте вывод, каким было отношение к книге на Руси:
«Сего (т. е. книги) суть реки, напаящи Вселенную, се суть исходяща (т. е. источники) мудрости».
«Подобны суть книги глубине морской, ныряя в которую износят дорогой бисер».
«Ум без книги - аки птица опешена, якож она взлетети не может, такоже и ум недомыслит ся совершенна разума без книг».
«Велика бо бывает полза от учения книжного, книгами бо кажеми (наставляемы) мудрость бо обретаем».
Объясните смысл поговорок:
- Азбуку учат - на всю избу кричат.
- Азбука - к мудрости ступеньки.
- Прочитать от доски до доски.
- Красна птица пером, а человек - умом.
- Сперва аз да буки, а там и науки.
- Азбука - наука, а ребятам - бука (мука).
- Кси, пси с фитою пахнут сытою.
- Мнится, писание - легкое дело, пишут два перста, а болит все тело.
- Юс да ижица - дело к концу движется.
- Продай кафтан, купи буквицу.
- Знать на ять.
Быстро и правильно произнесите древнерусские скороговорки:
- Летят три пичужки через три пустые избушки.
- Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
- Пришел Прокоп, кипит укроп, и при Прокопе кипит укроп.
- На семеры сани, по семеры в сани.
- Бобр добр до бобра.
- Бежит лиса по шесточку, лизни лиса песочку.
- У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
- Сшит колпак, да вязан не по-колпаковски.

​Светлана КРУПИНА, учитель истории, обществознания и права средней школы №32 города Кирова, победитель XIII конкурса «Сто друзей»