Организационный момент
Учитель: Вы знаете, перед тем как приехать к вам, я включил телевизор, посмотрел последние новостные программы. Никто из вас не смотрел новости сегодня утром? А зря. Там был очень интересный момент, который мы обязательно обсудим в ходе урока.
Ребята, к сожалению, современные молодые люди мало интересуются политикой. Считают, что политика не их дело, это удел сильных мира сего. Но ведь не случайно кто-то из великих сказал, что если мы не будем заниматься политикой, то политики займутся нами. Я думаю, что политическая сфера, которую вы сейчас изучаете на уроках, является одним из важных разделов в курсе обществознания. И я надеюсь, вы не только получите здесь знания о политической системе государства, политических партиях, движениях, но и сумеете почувствовать себя активными субъектами политической жизни, полноправными гражданами нашей страны. И сегодняшний урок в этом нам поможет.
Ребята, на прошлой неделе вам было дано опережающее задание. Среди учащихся вашего класса был проведен социологический опрос на тему «Какие проблемы волнуют современную молодежь Усманского района?». Мы с вами обработали данные, полученные в ходе соцопроса, и получили следующие результаты.
Первый вопрос касался того, волнуют ли вас проблемы, происходящие в Усманском районе. Мне показалось очень значимым, что вы неравнодушны к тому, что происходит в городе (80% опрошенных).
Отвечая на вопрос, какие именно проблемы вас волнуют, вы выделили экологическую проблему - проблему загрязнения Усманского района (30%), экономическую проблему - экономический кризис остро затронул Усманский район (40%), нравственную проблему - распространение алкоголизма, наркомании чувствуется все острее (30%).
Последний вопрос определил степень вашей социальной активности. Ваши ответы меня порадовали. 60% считают, что могут повлиять на решение проблем города.
Но для того чтобы решать проблемы, нужна организация. И такой организацией в политической системе общества, безусловно, считается политическая партия. Не случайно Бенджамин Дизраэли, английский государственный деятель, сказал, что партия - это организованное мнение.
Давайте вспомним с вами определение понятия «политическая партия».
Учащиеся дают определение понятия.
Учитель: Существует множество определений данного понятия. Вы выделили существенные признаки. Давайте посмотрим на мое определение. Политическая партия - это организованная, идеологически устойчивая группа людей, представляющая интересы определенных классов и социальных групп и нацеленная на борьбу и использование власти. Как видите, те существенные признаки, которые вы назвали, мы находим и в данном определении. Обратимся к теме урока: «Политические партии».
Сегодня мы будем создавать проекты по формированию политических партий. Итак, ребята, предлагаю обратить внимание на слайд, который отображает этапы работы.

Постановка основной идеи. Актуализация темы проектов. Формирование групп для работы над проектами
Учитель: Предлагаю разделиться на три группы по обозначенным нами проблемам. Итак, 1-я группа намерена решать экологическую проблему, 2-я группа - экономическую, 3-я группа - нравственную. Из каждой группы мы выделим по одному эксперту для проведения юридической экспертизы возможности создания вашей партии на легальной основе. Я предлагаю воспользоваться справочной правовой системой «Консультант-плюс», которая содержит нормативную базу современного российского законодательства.
Этап реализации проектов
Учитель: На данном этапе вы будете работать в группах по предложенному алгоритму. Помните, что ваша партия должна быть узнаваема. Для этого ей нужна эмблема. Ваша партия должна выделяться среди многих. И для этого ей нужно название. Люди должны понимать, к чему призывает партия, какие проблемы и как будет решать. Этот этап должен занять у вас 12-15 минут.

Презентация и защита проектов
Учитель: По завершении работы в группах лидеры созданных вами партий должны будут провести их презентации, а конкурирующие партии смогут задать по одному вопросу.
Работа в группах - 12-15 минут.
Знакомство экспертов со справочной правовой системой «Консультант-плюс».
Учитель: Итак, я вижу, группы готовы к защите своих проектов. Кто первый выйдет на нашу политическую арену? Предоставляю слово (…) группе. Помните, что время на защиту проекта не более 3 минут.
Выступления представителей партий - 10 минут.
Учитель: Есть ли у оппонентов вопросы?
Если нет вопросов, значит, ваша программа очень убедительна. Спросим у экспертов, какая из трех политических партий может быть зарегистрирована согласно российскому законодательству.
Эксперт отвечает, что он обращался за помощью к справочной правовой системе «Консультант-плюс». Согласно российскому законодательству все политические партии могут быть зарегистрированы.

Подведение итогов урока
Учитель: Реализация наших мини-проектов показала, что политикой не только можно, но и нужно заниматься молодым. Даже такое сложное дело, как создание политической партии, можно реально воплотить в жизнь и попытаться самим решить те проблемы, которые нас волнуют.

Рефлексия
Учитель: Каково ваше мнение о нашей сегодняшней работе? Мне показалось очень интересным общение с вами.

Выставление оценок
Домашнее задание. Дизраэли сказал, что партия - это организованное мнение. Предлагаю по данному высказыванию написать эссе.
Спасибо вам за урок.
До свидания!

​Владислав АРИНОВИЧ, учитель истории и обществознания средней школы села Никольское Липецкой области, победитель XIII конкурса «Сто друзей»