Пожалуй, только в одном месте могли предложить ответ на этот вопрос, и я отправилась в школу № 106 Приморского района, где вот уже несколько лет осуществляется раздельно-параллельное обучение девочек и мальчиков.

Прежде чем сделать какие-то выводы, с учителями информатики Натальей Бурениной и Натальей Варенцовой мы несколькими штрихами наметили портрет ученицы-девочки и ученика-мальчика. Оказалось, что первых отличает тщательность и скрупулезность выполнения задания. Для того чтобы избежать ошибки, девочки должны старательно записать всю последовательность действий, обговорить ее, и только после этого они осторожно приступают к работе. В такой сфере, как программирование, часто случается, что до закономерного финала задание доводят именно девочки в силу более ответственного отношения к работе.

Мальчики, наоборот, настроены на моментальный результат. При этом важно лишь обозначить им задачу, а варианты выполнения они подыскивают сами. Плюс скорость восприятия, плюс смелость, плюс исследовательский азарт. Мальчики в отличие от девочек обладают такой уникальной особенностью, как изобретательское начало. Даже если задана какая-то проблема и рамки ее выполнения ограничены, мальчики все равно найдут возможность сделать все по-своему. Им важно прийти к результату собственным путем. По словам учителей, несмотря на учебник, где все прописано «от и до», редкий мальчишка не залезет в интернет и не снабдит свою работу интересной находкой.

Разница между мальчиками и девочками ярче всего определяется результатом их творчества. Например, в старших классах, где ребята готовят творческие проекты, можно заметить некую закономерность в выборе тем. Мальчики, как правило, тяготеют ко всему, что связано с техникой, физикой, а девочкам по душе область искусства. Такая любопытная деталь: однажды и тем и другим была предложена тема «Звезды вокруг нас». Мальчики уверенно выразили ее в космическом контексте, а девочки, немного подумав, решили, что помимо космического есть еще и земное существование «звезд». Другими словами, создали «звездное шоу».

Как наблюдают учителя, поисковая направленность мальчиков дает им приоритет при овладении компьютерными технологиями. Они склонны чаще обращаться к умной машине, чем девочки. Последние, даже если и стоит дома компьютер, не проявляют к нему того интереса, что представители противоположного пола. Это, кстати, объяснимо. Все компьютерные игры в основном сориентированы на стратегию. То есть они предполагают обладание стратегическим мышлением. И это понятно, ведь компьютерные игры создаются теми, кому интересно вести логический поиск, - мужчинами. Для девочек «девичьих» игр не существует. Никто не создает для них такой программный продукт. Поэтому нуждающаяся в образе девочка по возможности обходит стороной логические и структурированные компьютерные «мальчишеские» игры. Если бы пришлось давать совет автору и разработчику «девичьих» игр, то учителя информатики предложили бы следующий ход: достижение результата поэтапно, где на каждом этапе обязательно должен быть успех.

Таким образом, получив определенное представление о мальчиках и девочках на уроке информатики, об их устремлениях и линии поведения, мы можем перейти к главному вопросу: а нужна ли вообще раздельность при изучении этого предмета? Ссылаясь на мнение моих собеседниц, нужна. Раздельность обучения несет положительный эффект в первую очередь для девочки. Многие исследования показывают: для девочки огромную роль играет мнение окружающих. Ей важно знать, как она выглядит в глазах сверстников, взрослых. Исходя из этого становится понятной ее позиция на любом уроке, необязательно на информатике. Мальчик, который все быстрее схватывает, которому интересно, является психологическим «катком» для девочки. Она моментально зажимается и сразу отдает ему информацию, инициативу, первенство. Приходя из начальной школы в среднюю, мальчик, даже не зная предмета, начинает активно отвечать. Девочка-отличница сидит рядом и молчит. Ее приходится искусственно включать в работу. На информатике эта ситуация усугубляется тем, что девочка находится рядом с мальчиком, которому по определению техника ближе и у которого практически нет страха испортить компьютер. Он стучит по клавишам, а девочка испытывает полный дискомфорт. Недавно проведенное московскими учеными исследование выяснило такой факт: у девочек в смешанных классах довольно высокий уровень кровяного давления. Причина - сильное переживание того обстоятельства, что у них не столько не получается, сколько может не получиться. Боязнь выглядеть в глазах соучеников и учительницы неуспешной приводит девочку в состояние гипертоника.

Так что наш виртуальный эксперимент подтвердил: дети интуитивно ищут партнера, с которым им будет легко. Может, взрослым стоит задуматься об этом?

Санкт-Петербург