Стратегический резерв

Выход - в использовании стратегического резерва, которым одарила природа детей с рождения: сильные интуиция и способности, феноменальные слух, зрение, внимание, фотографическая память и многое другое. В искусственном мире, созданном человеком, большинство детских природных качеств без внимания к их развитию и активной тренировки к 10-14 годам постепенно угасает.
Очевидно, что для освоения более сложных и объемных знаний требуется использование одновременно многих детских способностей. Отсюда возникает новая формула образования: «Развитие интересов, способностей и талантов учащихся, их умений и навыков в ходе добывания необходимых знаний».
Большой проблемой для участников образовательного процесса становится не что читать, а как читать. Необходимо профессионально уметь пользоваться учебной, научной, специальной и художественной литературой, владеть знаниями и навыками добывания книжных знаний, а также соединения их с практикой. Учебная работа с текстами предполагает целенаправленную подготовку к чтению с раннего возраста.


Тройственный союз
О слабой заинтересованности учащихся в чтении постоянно говорят исследователи, учителя и родители. Дети действительно не спешат читать учебную и художественную литературу. Причин этому немало: нет массового примера взрослых, включается механизм самосохранения из-за учебных перегрузок и отсутствия навыков эффективного чтения. Времени и здоровья тратится много, а результаты низкие. На свете кроме книг появились и другие, более живые источники информации - телевидение, кино, компьютер, путешествия, общение в чате... Книги стали занимать менее заметное место в жизни.
Однако если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что дети читают, но только не так, как взрослые. Очень часто в Интернете они ищут ответы на учебные вопросы, смотрят материалы сетевых дневников и форумов, обсуждают их, становятся посетителями электронных библиотек, где собраны лучшие произведения и легко найти то, что нравится, читают с карманных компьютеров и в наушниках нередко слушают аудиокниги.
Как отмечают исследователи, изменились и вкусы. Молодое поколение сначала интересуется современными книгами, «книгами-ровесниками», а не «книгами-стариками». Историями Гарри Поттера зачитываются миллионы детей. Серьезная классическая литература входит в жизнь позднее. До нее надо еще дорасти. Тем более что в ней описывается жизнь, которая была два-три столетия назад.
Известно, что дети очень любят слушать, когда кто-то читает. Во многих семьях это сказочное действо происходит ежедневно. Оно бывает похоже на вечернюю молитву. Малыши часто заставляют близких людей перечитывать одно и то же десятки раз. Потом привычка слушать никуда не исчезает, в старшем возрасте подростки тоже готовы слушать с удовольствием интересные рассказы, которые читаются вслух.
Но почему вечернее чтение с началом школьного периода прерывается? То же самое происходит и на уроках в школе. Считается, что детям-школьникам надо самим учиться читать. Вместо совместного чтения в классе и дома им дают учебные задания, а дома помогают их выполнять. На близкое общение, источником которого была книга, у взрослых времени не остается.
Как убить интерес к чтению? Это сделать очень легко. Достаточно приказывать ежедневно: «Читай! Читай! Читай!» И ребенку уже не захочется читать.
«Заставить читать нельзя, - пишет французский учитель Даниэль Пеннак, - так же как нельзя заставить любить и мечтать. Вернуть радость чтения тоже легко. Надо только снова учителям на уроках и родителям перед сном начать читать увлекательные истории для себя и детей любого возраста. Не говоря о важности чтения, не спрашивая о том, понятно или нет. Просто так. Без претензий. Даром. И это, наверное, и есть тот самый ключ от интереса к чтению, которым могут воспользоваться родители дома и учителя в классе».
Стремление к чтению увеличивается, если есть понимание жизненного смысла чтения и определенные читательские умения. Чтобы лучше читать, понимать и усваивать большие объемы учебной, научной, специальной и новостной информации, а также знать художественную литературу, надо владеть многими методами и приемами эффективного чтения.
Обычными способами справиться с таким количеством знаний уже невозможно. На зубрежке и перегрузке организма далеко не уедешь. Требуется обладать библиотечной грамотностью, навыками обзорного, просмотрового, изучающего и исследовательского чтения. Одним учителям тут тоже не справиться. Нужен тройственный союз - учащихся, учителей и родителей.


Читаем вместе в классе и дома
Городской конкурс «Читаем вместе в классе и семье» затеян для включения ученической, учительской и родительской общественности в активную деятельность по развитию детского чтения.
Организатором конкурса выступает Департамент образования вместе с Московским городским советом ученического самоуправления, Московским городским дворцом творчества детей и молодежи «На Полянке», НИИ инновационных стратегий развития общего образования.
В соответствии с положением о конкурсе в учебных округах и образовательных учреждениях должны быть созданы оргкомитеты, распространена информация о конкурсе, члены окружных оргкомитетов с участием родительского актива должны пройти обучение на городском практическом семинаре.
Главной идеей конкурса становится объединение усилий всех участников процесса образования вокруг значимой темы, налаживание совместного чтения в классах и семьях. Поэтому большое значение в этот период мы придаем овладению навыками читательского мастерства и библиотечной грамотности в процессе развития коллективно-групповых форм организации чтения, формированию интереса к чтению на основе совместного чтения увлекательных историй в классе и семье для взрослых и детей любого возраста в удовольствие, просто так. В результате мы:
- привлекаем внимание ученического самоуправления, учителей и родителей (законных представителей) к развитию детского чтения;
- распространяем опыт и технологии повышения читательского мастерства при взаимодействии обучающихся, учителей и родителей на основе проектной и исследовательской деятельности;
- стимулируем процесс формирования у юных читателей интереса к овладению читательскими компетенциями;
- повышаем роль учителей русского языка и литературы, других учителей-предметников и библиотекарей как организаторов развития читательского мастерства у школьников в образовательном учреждении;
- организуем деятельность детско-взрослых проектно-читательских объединений (пресс-центров, клубов школьно-семейного чтения, клубов исследователей чтения) в образовательных учреждениях.
В ходе конкурса активизируется сотрудничество учащихся, учителей и родителей на основе проектно-исследовательской деятельности, большое внимание уделяется распространению опыта и технологий повышения мастерства читателя, внедрению практики «Прочитал интересную историю, расскажи одноклассникам», «Прочитал книгу, дай прочитать другому» в классах и школах, стимулированию всего этого процесса, что подтверждает участие в конкурсе многих десятков классных и семейных проектных и исследовательских работ.
Высокий уровень организации в прошлом году окружного этапа конкурса в учебных округах способствовал выдвижению для участия в третьем этапе победителей второго этапа - представителей лучших команд от читающих ученических классов и команд от читающих семей с лучшими проектными или исследовательскими работами, которые стали лауреатами.
Победителями конкурса согласно его условиям становятся команды образовательных учреждений по номинациям: «Читающий класс: проект в области развития читательского мастерства», «Читающий класс: исследование в области развития читательского мастерства», «Читающая семья: проект в области развития читательского мастерства», «Читающая семья: исследование в развитии читательского мастерства».
Конкурс проводится с сентября по декабрь 2011 года и включает три этапа.
I этап (школьный) - с 1 сентября по 28 октября 2011 года - проходит в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования.
II этап (окружной) - с 1 по 25 ноября 2011 года - проводят окружные управления образования среди подведомственных образовательных учреждений.
III этап (городской) - с 28 ноября по 20 декабря 2011 года - проводит Департамент образования.
Итоги конкурса подводят до 25 января 2012 года.
Участниками конкурса могут быть читающие классы и читающие семьи обучающихся 1-9-х классов.
Для участия в окружном этапе конкурса:
- образовательные учреждения представляют в окружной оргкомитет протокол жюри и одну проектную (исследовательскую) работу читающего класса или читающей семьи независимо от номинации;
- окружные управления образования представляют в городской оргкомитет конкурса три проектные (исследовательские) работы читающих классов и три проектные (исследовательские) работы читающих семей независимо от номинации.
Результаты конкурса должны способствовать увеличению роли и значения школьной библиотеки как методического центра развития читательской культуры в образовательных учреждениях.
Заслуживают внимания темы, в которых авторы исследуют вопросы освоения читательского мастерства, описывают деятельность по освоению методов и приемов при изучении учебных текстов и чтении любимых художественных книг.
В ходе разработки и реализации проектов у многих учащихся возникают вопросы, на которые они самостоятельно ищут ответы. Книги читают и обсуждают в коллективах и семьях, с участием учителей-филологов, психологов и других специалистов. Нередко происходит реконструкция событий в местах их происхождения, восстанавливается исторический контекст. В процессе применяются литературоведческие методы, позволяющие глубже освоить читательские компетенции при изучении содержания произведений, понимание авторских позиций.
Проекты и исследования могут завершаться созданием конечных продуктов - текстов, выступлений, фотопрезентаций, экскурсий, конкурсов, выставок рисунков и поделок, организацией классных и домашних библиотек, конференций, сценариев, спектаклей, видеофильмов...
Наряду с материальными результатами конкурса повышается проектная и исследовательская грамотность участников - учителей, учащихся и родителей. При этом они добывают новые знания и представления, развивают множество способностей, умений и навыков, растет их читательское мастерство.
Победители и лауреаты конкурса получат грамоты и ценные подарки (книги), а участники конкурса - сертификаты.
Важным итогом конкурса станет обобщение имеющегося современного читательского опыта, практики организации эффективного чтения в классах и семьях, классно-семейных проектных и исследовательских работ.

Владимир ИЗВЕКОВ, заместитель председателя Юго-Западного совета родительской общественности, член Московской городской Общественной палаты по образованию, член оргкомитета Московского городского конкурса «Читаем вместе в классе и семье»