Наши постоянные читатели уже знают, что «УГ-Москва» стала своеобразным информационным спонсором для 1220-й. Хотя слово «спонсор» не очень подходит в этом случае, мы, скорее, просто дружим с этим образовательным учреждением.

Все началось с того, что наши коллеги из разных газет, с радио и телевидения живут в домах рядом со школой №1220. Нам часто приходится встречаться по работе, и, естественно, мы не можем не разговаривать о том, где учатся наши дети и внуки. Так вот, не однажды возникал в наших разговорах номер 1220 - в эту школу коллеги стремились отдать детей, и не только потому, что она рядом с домом, но и потому, что очень хорошая. Вот мы и решили посмотреть, что же это за школа такая, если прыткие и всегда критически настроенные журналисты отдают ей пальму первенства. Согласитесь, в наше время повальной критики системы образования и педагогов такое отношение к ОУ о многом говорит.
В прошлом году первый класс «А» приняла учитель Татьяна Чуева, этот класс мы понаблюдали на линейке, а потом в той учебной комнате, которая была отведена ребятам для учебы. Сфотографировав лица ребят и учительницы, мы вдруг решили, что станем наблюдать за тем, как этот класс будет учиться, жить, взрослея год от года. В завершение прошлого учебного года мы побывали на празднике и увидели, как изменились наши юные друзья, как выросли, увидели на стендах их маленькие заметочки и пожелания друг другу - искренние, нежные, дружеские и тактичные. Понятно было, что в этом заслуга учителя. Кстати, нам тогда очень понравилось, во-первых, что Татьяна Чуева сама написала каждому ученику поздравление с окончанием первого класса, а во-вторых, что провели праздник в первом классе старшеклассники.
Наша новая встреча состоялась 1 сентября нынешнего года уже со вторым «А». На улице накрапывал дождь, но ребята, встречаясь после каникул, словно не замечали этого. Все они заметно подросли, загорели, уже не смущались, как в прошлом году, разговаривали, обменивались впечатлениями о прошедшем лете. Все было так тепло и хорошо, что комфортно себя почувствовали даже те две девочки, которые в прошлом году не учились в этом классе, а теперь вливались в новый коллектив. Одна из них тут же рассказала новым друзьям, как отдохнула летом, в каких странах побывала вместе с мамой. Татьяна Анатольевна Чуева с удовольствием встречала своих второклассников, которые пришли с большими яркими букетами.
Между тем дождь припустил сильнее, и линейку перенесли в актовый зал. Зал тот сравнительно небольшой, поэтому родители с фотоаппаратами и видеокамерами сгруппировались на сцене - родителям первоклассников хотелось запечатлеть столь серьезный момент в жизни их детей. Как всегда, на линейке было много почетных гостей - с представителями управы, префектуры и даже Администрации Президента РФ мы встречались уже как старые знакомые. На этот раз ребят, родителей, педагогов с началом нового учебного года поздравил и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец - если решили дружить, то без этого поздравления было никак не обойтись.
Впервые вторые классы пригласили поучаствовать в общешкольном празднике, так как у ребят была очень важная миссия - вручение ноутбуков ученикам первых классов. Вручение прошло торжественно и значимо, ведь первоклассникам предстоит учиться по новым федеральным стандартам начальной школы, и компьютеры тут просто архинеобходимы.
Линейка закончилась, и мы вместе с ребятами из второго «А» плавно переместились в класс. Он все такой же уютный, теплый. На каждом столе - новые учебники. Москва в этом году снабдила начальную школу новенькими учебными книгами, без которых невозможно освоение новых стандартов.
Многочисленные букеты разложили на столах и стойке, класс сразу стал еще и очень праздничным. Я думала, что сразу начнется первый урок, ан нет, второй «А» пригласил в гости соседний - второй «Б». Тут стало известным то, чего раньше я не знала, - оказывается, все классы начальной школы дружат, а два вторых класса дружат особенно крепко. Поэтому и хор у них сложился, общей веселой песней ребята вместе отметили начало нового учебного года.
Но праздники когда-нибудь все же заканчиваются, и начинаются учебные будни. Начались они и во втором «А». Татьяна Анатольевна предложила ребятам взять ноутбуки, и они с большим воодушевлением это сделали. Меня, честно говоря, удивило, как уверенно они раскрыли и включили компьютеры, как быстро стали что-то набирать, искать, правда, при этом разочарованно протянули: «К Интернету не можем подключиться!» (Почему-то в этот день Интернет в школе не работал.) Впрочем, Татьяна Анатольевна нашла для ребят занятие - они принялись писать небольшие сочинения на тему «Как я провел лето» - воспоминания на линейке превращались в интересные рассказы в электронном виде. Наверное, когда Интернет наконец подключили, ребята смогли отправить эти сочинения своим родителям.
Чтобы никого не удивляло, почему ребята так умело обращаются с компьютером, скажу о том, что школа №1220 в прошлом году вошла в пилотный проект по апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, а это значит, первоклассники весь год учились набирать тексты на клавиатуре, изготавливать видео- и фоторепортажи, выходить в Интернет, пользоваться специальными страничками в виртуальном пространстве, переписываться с родителями, по-новому заниматься математикой, изучать окружающий мир. Новые стандарты предполагают совершенно новый подход к обучению ребят, которые не просто приобретают знания, а учатся делать открытия, предлагать свои решения задач и многому-многому другому, у них появляются новые навыки, умения, компетенции. Конечно, успех в обучении сильно зависит от того, какой учитель работает с ребятами. В нашем втором классе очень хороший, творческий и умный учитель, а главное, еще и очень добрый.
Я сфотографировала ребят, которые никак не могли расстаться со своими ноутбуками, на фото они так и стоят с компьютерами наперевес, и оставила их заниматься непосредственным делом - учебой. Порадовалась, что каждый из второклассников, уходя домой, унесет и нашу газету с репортажем о празднике, завершавшем прошлый учебный год, - мы таких газет привезли целую пачку, теперь и вся школа узнает, какой у нее замечательный второй «А».
Уйти из школы, не попрощавшись с директором, мне показалось не очень удобным, поэтому напоследок я решила зайти к Кире Ивановне Храмихиной. Оказалось, что в кабинете у Киры Ивановны собрались все почетные гости, видимо, всем не хотелось сразу расставаться - ощущение праздника было сильным. Разговор тут же завязался вокруг тех новшеств, которые в последнее время появляются в системе образования города. Вспомнили и о миллиардах, выделенных на благоустройство школьных дворов, и о солидных средствах на приобретение оборудования, искренне порадовались, что почти половине московских учителей дадут в служебное пользование ноутбуки. Это замечательно, потому что весь прошлый год шли разговоры о том, как нужны такие личные компьютеры учителям в школах, переходящих на электронные дневники и электронные журналы, кто-то даже предлагал выдавать педагогам кредиты на эти цели. А тут Правительство Москвы одним махом решило все эти проблемы, отдав экономию, полученную при проведении конкурсов на закупки, на приобретение этой техники.
Не могли мы не поговорить и о пилотном проекте по развитию образования в Москве. Школа №1220 в пилотный проект пока еще не вошла, но, как сказала Кира Ивановна, к переходу на новое нормативное финансирование педагогический коллектив все равно подготовился. Новшеств тут не боятся, так как все обсудили, просчитали, знают, что такое базовая и стимулирующая части оплаты труда. Проекты разных положений уже тоже есть, правда, пока еще в проектах, но, когда будет нужно, эти документы коллектив сможет принять сразу. Никого из педагогов 1220-й новое не пугает, они знают, что их материальное положение не ухудшится. Такое отношение к пилотному проекту не может не радовать, потому что, как говорят школы, первыми вошедшие в проект, самой трудной задачей была психологическая настройка коллективов. Кира Ивановна со своим коллективом сумела настроиться на все новое загодя, и это, конечно, большая удача.
Тут наш разговор зашел о работе директора. Мы все согласились, что нынче у директоров прибавилось свободы в управлении школой, но признали, что и ответственность возросла. Ведь теперь день ото дня все усиливается государственно-общественное управление, а это значит, что помимо работы с педагогическим и ученическим коллективом директору необходимо учиться выстраивать отношения с обществом. Впрочем, Кира Ивановна справляется и с этим, хотя родительская общественность у этой школы сплошь журналисты, а это та еще общественность - и законы все ей известны, и права, и запросы великие. Однако скандалов с родителями, как и с детьми, в этой школе не бывает.
Как строятся отношения с детьми, мы могли понаблюдать непосредственно. Пока сидели и вели дискуссии на тему развития образования, ребята входили в кабинет Киры Ивановны и поздравляли ее с началом нового учебного года. Удивительно, но она всех знала по именам и, передавая привет родителям, называла тех по имени-отчеству.
На школьном дворе стояли родители первоклассников, переживая, как сложится у их детей первый учебный день. Они еще не знали, что отдали детей в школу, где не только один день - вся учебная жизнь будет интересной и счастливой, но обязательно в этом еще убедятся.