Программисты для междисциплинарной работы
Компетенции выпускников факультета выходят далеко за пределы написания программ по техническому заданию. Молодые специалисты становятся равноправными участниками развития и модернизации учреждений системы образования, здравоохранения и социальной сферы. Такой подход к содержанию образования отличает этот факультет МГППУ от российских технических вузов. Его выпускники могут решать задачи, недоступные специалистам, подготовленным для работы в промышленности или ориентированным на экономические приложения, что делает их чрезвычайно востребованными в структурах, предназначенных для решения социальных, образовательных и других задач.
Эта специфика формируется, во-первых, за счет направлений подготовки, которые возникают в контексте жизни психологического вуза, например «Прикладная информатика в психологии», а во-вторых, особенностью самих учебных планов, козырь которых глубокое изучение методов многомерного статистического анализа, математического моделирования, современных технологий диагностики, идентификации и прогнозирования развития сложных социальных систем.
Направления подготовки студентов - это:
    «Прикладная математика» по профилю подготовки «Психология»;
    «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»;
    «Режиссура мультимедиапрограмм».
Направление подготовки аспирантов:
    «Системный анализ, управление и обработка информации».
Особое внимание факультет уделяет технологиям проектирования специализированных информационных систем, которые, как правило, не входят в учебные программы аналогичных направлений подготовки в российских технических вузах и ориентированы на потребности учреждений системы образования, здравоохранения и социальной сферы.
Такой подход позволил добиться реальных успехов в области профессиональной подготовки. Тут реализован проектно-ориентированный подход к обучению студентов, предполагающий их активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных задач. Студенты и аспиранты активно публикуют статьи в научных (рецензируемых) журналах, входящих в перечень ВАК РФ, их проекты регулярно занимают призовые места на научно-технических конкурсах, отечественных и зарубежных научных конференциях и других мероприятиях. Это:
    Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи (2 медали и 2 диплома в 2009-2010 годах);
    Всероссийский конкурс студенческих выпускных квалификационных работ (3-е место в 2008 году);
    Всероссийская олимпиада по программированию в среде LabVIEW (1-е место среди нетехнических вузов в 2009-2010 годах и 2-е место среди вузов России и стран СНГ и Балтии в 2008 году);
    Международная студенческая олимпиада «IT-Планета-2010»;
    Международная конференция-школа-семинар «Новые информационные технологии» (5 призовых мест, включая 3 первых, только за 2 прошедших года);
    Всероссийские выставки НТТМ-2009 и НТТМ-2010 (2 медали и 2 диплома);
    Международная конференция-школа-семинар «Новые информационные технологии» (работы отмечены дипломом);
    Международные научные конференции «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT» в Германии (работы отмечены дипломами);
    Конкурс командных проектов и творческих работ учащейся молодежи в рамках Международного форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов - интеграция через образование» в МГТУ имени Н.Э.Баумана, посвященного 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России (работы студентов факультета ИТ МГППУ были признаны лучшими в номинациях «Инновационные технологии», «Творческие проекты» и «Технологии обучения»).
Студенты и аспиранты - одни из ключевых участников работ по грантам РФФИ и Москвы, выполняемых на факультете. Программные продукты, разработанные студентами и аспирантами факультета, были внедрены и реально используются в городских и федеральных учреждениях и организациях различного профиля.
Расширяется международная деятельность и сотрудничество факультета с университетами США, Великобритании и Германии. Студенты выполняют дипломные и курсовые работы под совместным руководством отечественных и зарубежных профессоров. Для обсуждения полученных результатов проводятся телемосты и ежегодно организуются поездки на зарубежные студенческие научные конференции.
«Особый» студент - успешный студент
В сфере информационных технологий инвалидность не препятствие для профессиональной самореализации, поиска работы и своего места в жизни. В 2006-2010 годах факультет окончили 46 выпускников с ограниченными возможностями здоровья, из них 12 - с отличием. В 2009-2010 учебном году здесь обучались 79 студентов с ОВЗ, из них 40 студентов - с нарушениями зрения. 30% всех московских студентов и аспирантов с нарушениями зрения получают образование на факультете информационных технологий МГППУ. Их успеваемость даже выше, чем у здоровых студентов.
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ведут 73 высококвалифицированных преподавателя, из них 88% имеют ученые степени и звания, причем 27% - ученую степень доктора наук. Все преподаватели имеют опыт работы со студентами с ОВЗ. Для этих студентов создана комфортная образовательная среда, это и дополнительные индивидуальные занятия, и техническое, методическое и психолого-педагогическое сопровождение, и безбарьерная архитектурная среда, и транспортное сопровождение, и организация учебной практики, и трудоустройство.
Обучение студентов с ОВЗ в данном случае не благотворительная акция, а средство подготовки специалистов, спрос на которых в нашей стране на сегодняшний день существенно превышает предложение. Убедительным показателем высокого качества их инклюзивного обучения стало и то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Например, среди девяти выпускников факультета, окончивших его с отличием в 2010 году, шесть имеют ограниченные возможности здоровья, причем из трех выпускников-математиков, получивших «красный» диплом, все инвалиды 1-й и 2-й групп. Студенты с ОВЗ сами участвуют в разработке технических и программных средств, которые помогают им учиться. Это дает им чувство самостоятельности. Они наиболее компетентные в этой сфере специалисты, которые на собственном опыте знают, что нужно пользователю, если у него есть нарушения зрения или опорно-двигательного аппарата.
Реализуя концепцию инклюзивного обучения, факультет решает важнейшую социальную задачу в интересах города. Потребность в работе подобного рода чрезвычайно высока, поскольку 12-15% населения любой страны относится к категории инвалидов (процент людей с ОВЗ еще выше). Профессиональная подготовка и обеспечение работой этой категории населения снижает нагрузку на социальные фонды и увеличивает долю экономически активного населения.
Факультет информационных технологий МГППУ накопил значительный опыт в сфере инклюзивного образования, в том числе и в создании специализированных технических разработок, получив признание не только со стороны российских университетов, включая МГТУ имени Н.Э.Баумана, где обучают инвалидов с 1934 года, но и зарубежных коллег.
На сегодняшний день факультет в городе единственная структура, которая при поддержке Департамента образования целенаправленно и успешно занимается разработкой, внедрением специализированных технических и программных средств, предназначенных для обучения студентов и учащихся с ОВЗ. Учитывая достигнутые результаты, Министерство образования и науки РФ в настоящее время рассматривает вопрос о создании в МГППУ федеральной инновационной площадки по непрерывному инклюзивному обучению студентов с нарушениями зрения.
Собственные разработки факультета, обеспечивающие учебный процесс, - это:
    конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий к печати рельефно-точечным шрифтом Брайля;
    система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы;
    специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения;
    программная система, предназначенная для озвучивания плоскопечатных текстов и текстов на экране компьютерного монитора для незрячих студентов и учащихся;
    акустический навигатор для незрячих студентов и учащихся;
    адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечена совместимость с русской версией системы озвучивания текстов JAWS).
Разработки выполняют как центр информационных технологий и учебно-производственные лаборатории факультета, так и в рамках курсовых и дипломных работ студенты под руководством преподавателей.


Мы ищем таланты
С 2001 года Департамент образования на базе факультета информационных технологий МГППУ проводит Московскую городскую олимпиаду по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ, которая помогает повышать интерес учащихся специализированных школ к математике и информатике; создавать необходимые условия для выявления одаренных детей среди учащихся с ОВЗ; пропагандировать научные знания и развивать интерес к научной деятельности в области математики и информатики; активизировать работу научных обществ и других форм внеклассной работы среди учащихся специализированных школ.
Участники этой олимпиады успешно продолжают обучение в ведущих вузах Москвы, включая МГППУ. Часть из этих студентов уже получили высшее профессиональное образование и стали высококвалифицированными программистами и математиками, некоторые молодые люди в настоящее время занимаются подготовкой кандидатских диссертаций.
Факультет имеет значительный «задел» в области разработки технологий адаптивного тестирования интеллектуальных способностей. За последний год разработаны, оформлены программно и запущены в реализацию адаптивный матричный тест интеллекта Бертлинга - Холлинга и новая технология адаптивного тестирования. Принцип построения последних основан на использовании обучаемых структур в форме марковских моделей с дискретным и непрерывным временем.
В 2011 году мы планируем сборку мобильного робота, предназначенного для тестирования когнитивных способностей, а также продолжение работ в области математических оснований адаптивного тестирования. Часть работ по внедрению технологий адаптивного тестирования будет проводиться в кооперации с коллегами из Германии, Великобритании и США.
Факультет ИТ МГППУ демонстрирует высокие показатели в выполнении Инновационной образовательной программы, развивая при этом собственные научные исследования и программные разработки. Это один из наиболее динамично развивающихся факультетов соответствующего направления не только в Москве, но и по всей России, который успешно представляет нашу страну и на международном уровне.

Лев КУРАВСКИЙ, декан факультета информационных технологий МГППУ