При использовании средств ИКТ на уроках математики, очевидно, необходимо учитывать специфику алгебраического и геометрического материала.
Изложение и характер материала курса алгебры имеют преимущественно аналитический характер, отличаются достаточно высокой степенью абстракции, что во многом определяет трудности для его восприятия и усвоения учащимися. При обучении алгебре следует дорожить наглядностью, так как ее применение ограничено содержанием курса. Именно в наглядных методах организации учебно-познавательной деятельности находят широкое применение средства ИКТ: использование графики, мультипликации, мультимедиа, манипулирование объектами на интерактивной доске и др. Необходимо использовать все возможности для показа изменения и зависимости величин, используя числовую ось, графики функций, геометрические иллюстрации.
Мир школьной геометрии менее абстрактен, чем алгебры, но не менее труден. Геометрия требует постоянного обращения к образам, особенно в начале знакомства с ней. Геометрические фигуры являются идеальными объектами. При их изучении в ряде случаев возможно предъявление реальных предметов в качестве моделей этих объектов. На их основе создаются образы и представления, на которые учащийся опирается, работая с понятием. Использование средств ИКТ способствует решению задачи визуализации пространственных фигур, установлению свойств, взаимосвязей элементов объекта, взаимосвязей разных геометрических объектов, что эффективнее развивает пространственное мышление учащихся.
Независимо от организации обучения отработка навыков на уроках математики занимает до 50% учебного времени. Очевидно, эффективность этого процесса связана с тем, насколько интересны для школьников формы проведения актуализации опорных знаний и закрепляющих этапов уроков. Здесь использование ИКТ предоставляет много возможностей: от использования различных видов представления заданий до варьирования форм проведения уроков и организации работы учащихся на уроке. Таким образом, ИКТ оказывает влияние и на методы организации учебно-познавательной деятельности (наглядные, практические), и на методы ее стимулирования.
Использование средств ИКТ в некоторых случаях способно увеличить плотность отработки навыков на уроках, обеспечить прохождение большего количества заданий и возможность автоматического предоставления ученикам обратной связи, что способствует более прочному закреплению навыков.
Стоит отметить и влияние средств ИКТ на совершенствование методов контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности: индивидуальный и программируемый контроль. Также можно упомянуть развитие форм результатов этого контроля, возможность большой информационной насыщенности, выражаемой не только текстовыми документами, но и сравнительными диаграммами, графиками, электронными таблицами с автоматически вычисляемым содержимым, базами данных с возможностью поиска по параметрам.
Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе стало создание презентаций, докладов, учебных программных продуктов самими учениками. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы полученные знания, ищут дополнительные сведения, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых и нередко скрытых возможностей ИКТ.
Мультимедийные продукты, создаваемые самими учащимися, можно использовать на уроках, это способствует развитию интереса к предмету, стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию коммуникативных навыков, обеспечивает более объективный контроль знаний, повышение качества усвоения материала учащимися.
Существуют и перспективные направления применения ИКТ: дистанционное обучение (включая использование для обучения социальных сетей и дополнительных сервисов, предоставляемых ими), организация видеоконференций, совместная работа в Google-документах или использование Whiteboard-сервиса, применение мобильных устройств обработки данных. Более полная реализация в школах этих направлений развивает индивидуализацию учебного процесса, обогащает формы коммуникации учащихся и педагога, может способствовать более разностороннему и глубокому общению как учителя с учащимися, так и между детьми.
Информационное общество, в которое мы вступаем, предъявляет все более развернутые требования к человеку и его развитию. Расширяющееся внедрение ИКТ в практику обучения (в том числе и на уроках математики, призванных способствовать повышению уровня интеллектуального развития учащихся) позволяет содействовать тому, что учащиеся осознают и примут вызовы нового информационного мира.

Е.ГЕРАСЬКИНА, учитель математики школы №1367