Как правило, большую часть времени многие школы уделяют коррекции, работе с отстающими учениками, подобные занятия и у нас тоже очень неплохо поставлены. Однако любой рейтинг школы, определение ее статуса начинаются с количества полученных ребятами на различных олимпиадах, марафонах дипломов, грамот и других наград. В связи с этим возникает непростой вопрос организации работы с одаренными детьми.

Необходимость поддержки талантливых детей на данном этапе развития образования в РФ очевидна. Недостаточно развивать лишь базовые навыки - новая школа призвана обеспечить школьникам широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала с целью формирования конкурентоспособной, мобильной личности. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности часто иронически называют вундеркиндами, что свидетельствует об их отторжении и неприятии как белых ворон. По наблюдениям психологов и педагогов в обучении и воспитании одаренных детей важно обеспечить возможность для полноценного развития их способностей, а также их социальную адаптацию, поскольку в силу своей нестандартности, неординарности и отличий от сверстников они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе. Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ.
Одаренный ребенок может появиться на свет в любой семье независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния взрослых, которые окружают этих детей. Бывает, что одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки.
Особую проблему представляет сочетание у детей одаренности с ранними проявлениями психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в области естественных и гуманитарных наук проявляются позже, и сокращение дошкольного периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода.
Поскольку школа у нас большая - имеет два здания - и учеников у нас много, то естественно, что искать и растить ребят знающих, талантливых необходимо с 1-го класса. Вот здесь очень важен многоступенчатый подход, чтобы найти одаренного ребенка, обучить его, развить и довести до определенного результата. Можно сказать, что в ЦО работа с одаренными детьми четко организована за счет индивидуального подхода к учащимся и богатого опыта в профилизации школы (с 8-го класса созданы направления по профилям). У нас более 25 лет во второй половине дня проводятся элективные курсы, кружки, спецкурсы, которые ведут как учителя ЦО, так и преподаватели вузов Москвы. На основании договоров о сотрудничестве с МГУ, МАТИ, МАМИ, МГПУ, МФЮА мы приглашаем преподавателей как для работы с учащимися, так и для проведения семинаров, «круглых столов» с учителями.
В начале года на сайте ЦО вывешивают названия и время проведения всех дополнительных мероприятий, чтобы дети с родителями могли обсудить и составить на неделю карту посещения учащимся различных кружков и спецкурсов. Затем все данные аккумулируются у классного руководителя, который передает заведующим кафедрами списки ребят, желающих заниматься дополнительно. Каких-либо ограничений не существует, учащийся из любого направления может посещать любые курсы.
В ЦО есть НЛО (Научное лицейское общество), где ребята начиная с первого класса выступают со своими проектами, докладами: сначала учащиеся готовят разработки по интересующим их проблемам, потом у них постепенно возникают особые предпочтения в какой-то предметной области, что дает возможность правильно определить профиль и в дальнейшем профессию. Очень важно научить не только математике, а интегрированному подходу, умению самостоятельно получать знания и применять их, чему и способствует участие в работе НЛО.
Профили, которые наравне с кафедрами физики и ИВТ курирует кафедра математики, - это физико-математическое и информационно-технологическое направления. В 8-9-х классах отбираются учащиеся для подготовки к олимпиадам. Мы пытаемся создать некие объединения, в которых каждый и индивидуален, и умеет действовать в команде. В этом плане интересны математические регаты, в которых мы регулярно участвуем и побеждаем. Очень полезным инструментом для нас стал школьный тур олимпиад. На этом уровне все учащиеся могут участвовать в олимпиаде, а учитель может с другой стороны посмотреть на ученика - возможно, он не увидел каких-то его способностей раньше по тем или иным причинам.
В 10-11-х классах подход немного иной. В этих классах ребята уже более-менее точно понимают, куда собираются поступать, с какой специальностью будут связаны, какой набор экзаменов ЕГЭ им придется сдавать, какого уровня олимпиада поможет при поступлении в вуз. С учетом этих условий они выбирают спецкурсы по математике. В зависимости от уровня требований в вузах у нас различаются элективы, или спецкурсы. Понятно, что уровень требований мехмата МГУ существенно отличается от требований МАМИ. Чтобы ребята могли почувствовать эти различия, кафедра математики организует различные мероприятия, например, в рамках сотрудничества с МФЮА проводятся предварительные тестирования для 9-х и 11-х классов по математике и русскому языку, помогающие учащимся увидеть пробелы в знаниях и недоработки. Мы также в этом плане используем площадку Международного конкурса по математике «Кенгуру».
Еще одно из направлений работы - ЗФМШ. Совместно с преподавателями МФТИ, которые присылают нам задания, мы даем ученикам возможность сначала самостоятельно выполнить работу, а если это не получается, то разбираем решение на кружках или элективах.
Большинство наших учащихся ходят на все профильные олимпиады. Наверное, поначалу не у всех получается, но накапливается опыт, умение сосредоточиться, совладать с нервным напряжением. К концу 11-го класса основная часть учащихся приносит дипломы с олимпиад разного уровня, что дает им возможность поступить в вуз как победителям олимпиады. Это помогает более спокойно сдавать ЕГЭ, ведь количество баллов, в общем-то, становится несущественным. Хотя ФИПИ до сих пор оценивает школы по количеству стобалльников.
Еще одна сфера работы школы - это единый подход к воспитанию одаренных детей. Администрация ЦО старается, чтобы классными руководителями профильных классов были учителя, связанные с данным направлением, что дает возможность на классных часах, экскурсиях использовать дополнительные рычаги погружения в профиль. Ребята ездят в Центр управления полетами, общаются с космонавтами, как уже летавшими, так и находящимися на орбите; ходят в музеи, в вузах посещают дни открытых дверей, специально подготовленные для наших учащихся.
Очень важным разделом работы с одаренными учащимися стало развитие умения систематизировать знания, применять их в конкретный момент. В 9-х и 11-х классах на уроках математики во время повторения практикуется привлечение ребят с докладами на изученные темы. То есть учащийся подбирает различные, уже серьезные, задачи и дает несколько способов решения, проводит и те, которые он подготовил сам, и проверяет их. За несколько лет подобных повторений учащиеся стали более жестки и объективны в оценке работ своих одноклассников, чем учитель.

Е.БЛАЙДА, заведующая кафедрой математики ЦО №654 имени А.Д.Фридмана