Можно выделить такие группы учащихся, нуждающихся в особых формах организации образования:
    дети с хроническими заболеваниями (часто болеющие дети);
    дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования;
    учащиеся 10-11-х классов, готовящиеся к поступлению в вузы;
    учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения;
    дети с ограниченными возможностями.
Мы подумали о том, как создать такую форму обучения, которая смогла бы позволить ученику учиться в любое удобное время, в любом месте по индивидуальному графику, и решили, что такую возможность дает новая для массовой школы форма получения образования - дистанционное обучение, которое играет все большую роль в модернизации образования.
Возможности дистанционных курсов обширны, это дифференцированная работа с разными группами учащихся, усвоение и закрепление знаний, умений и навыков, работа с больными детьми или детьми на домашнем обучении. Учитель сам создает курс исходя из специфики класса, возрастных особенностей, наличия разного уровня мотивации учащихся и, конечно, тех задач, которые он собирается решить с помощью дистанционного обучения.
В результате родители получают возможность:
    в реальном времени следить за результатами обучения ребенка;
    получать консультации преподавателей школы дистанционно.
Учителя получают возможность:
    использования информационной среды для творческого профессионального роста;
    использования обширного электронного учебно-методического комплекса, а также - гарантированный канал доведения информации до родителей.
Дистанционные курсы по алгебре и теории вероятностей и статистике для учащихся 7-х классов разработаны в информационной среде «Moodle» и стали составной частью дистанционной школы ЦО №1439.
В нашем Центре образования во всех учебных кабинетах и на домашних компьютерах преподавателей и учеников, участвующих в дистанционном обучении, есть мультимедийное оборудование и установлена программа Skype для организации очных консультаций учащихся и работы с родителями.
Зайти на курсы можно в любое время, в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет, по персональному логину и паролю. Участники курсов, с одной стороны, учителя, которые организуют и координируют всю работу на курсах, с другой стороны, все зарегистрированные учащиеся, причем у каждого есть личная страница, где можно узнать, когда в последний раз ребенок работал на том или ином курсе, сколько времени он на это потратил.
Структура курсов достаточно проста. Дистанционные курсы, как правило, разбиты на блоки, каждый блок представляет определенную тему изучаемого материала, например «Уравнения с одной переменной» или «Элементы статистики».
В начале каждого курса расположен вводный блок, содержащий планирование материала с указанием учебника и форум для общения. Планирование дано с указанием сроков работы на курсе. Учащиеся могут скачать планирование и выполнять задания на опережение, то есть задавать свой темп работы.
В каждый блок входят теоретический материал, задания, тесты, подготовка к контрольной работе или зачету.
Что представляют собой задания? Это специальные тренажеры, которые в игровой форме помогают ученику усвоить и закрепить на практике материал по изучаемой теме.
Одно из достоинств дистанционного курса - возможность использования любых готовых электронных учебно-методических комплексов, например, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Оценку за решение заданий можно и не ставить, в этом случае указывают только верно все решено или нет.
Чтобы отследить, работал ли ребенок дома с заданиями, существует такая программа, как отчеты о работе на курсе, в которых видно, выполнял ли ученик то или иное задание и сколько раз. Ребята бывают достаточно упорны: чтобы выполнить задания, используют и 2, и 3 попытки, и даже 6!
Следующий элемент - подготовка к контрольной работе. Обычно мы сканируем один из вариантов предстоящей контрольной работы или выкладываем демоверсию СтатГрада, учащиеся выполняют его дома в качестве домашнего задания.
Еще один элемент курса - зачет, который выполняют дома и сдают учителю на проверку в указанные сроки. Цель зачета - обобщение изученного материала. Наиболее интересен для ребят такой элемент курса, как тест.
Контроль за выполнением теста осуществляется очень легко. Программа показывает, во сколько тест начат, когда закончен, сколько попыток использовалось, сколько времени потрачено. Если за выполнение теста учитель предполагает выставить оценку, то ученик после выполнения заданий видит свой результат в режиме онлайн, при этом он видит только свой результат, а учитель видит картину всего класса. Если ученик этой оценкой не доволен, он может повторить данную работу.
Результаты класса можно скачать в формате EXCEL и выставить оценки в классный журнал, в электронный журнал, в дневники учащихся (обычный и электронный).
И наконец, возможность обратной связи - форум, где можно задать вопрос учителю и получить на него ответ!
Обычно, открывая форум, мы обращаемся к ученикам с объявлением о начале работы курса. Затем здесь же мы напоминаем о сроках выполнения заданий. При этом учащиеся могут задать учителю все интересующие их вопросы. Открытие тем может осуществляться как учителем, так и учеником. На форуме можно не только задать вопрос, но и попросить помощи, совета, консультации.
Когда продлевают каникулы в связи с эпидемией или прерывают очное обучение из-за сильных морозов, работа на курсе идет особенно активно. Дети получают чуть больший объем заданий, при этом меняются сроки выполнения тестов. Тем самым образовательный процесс не прерывается.
Таким образом, дистанционные курсы позволяют включать в образовательный процесс любого желающего без каких-либо ограничений, дают большую свободу при планировании учебного процесса, выборе места, времени и темпа обучения. При этом основу образовательного процесса на курсах составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, что позволяет достичь хороших результатов в обучении математике. Необычная и современная форма занятий очень нравится нашим учащимся и одобряется их родителями.

Ольга АНДРИЯНОВА, Светлана АВРАМЕНКО, Ирина КОЗАДАЕВА, Алла ШПАК, учителя математики ЦО №439