Г​лавное заключается в том, что в районе на базе образовательных учреждений была создана целостная система субъектно-объектных отношений, которая позволила выстроить доверительное, эффективное пространство для дискуссий и совместной деятельности с участием учеников, педагогов, родителей, а также представителей районной управы, муниципалитета, ОВД, СМИ, психологического центра «Ново-Переделкино», факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Ксенофобия - это страх другого, «чужого», «не такого, как я». Все мы не понаслышке знаем, как ксенофобия может разрушить психологический климат в школе. Ее признаки в той или иной мере сегодня присутствуют в московских, и не только московских, школах. Несколько лет мы, занимаясь в рамках школьной проектной деятельности этой тематикой, пришли к выводу: вопреки расхожему мнению в школе есть признаки ксенофобии. До недавнего времени о ней предпочитали умалчивать, может быть, пугал сам термин, но от этого проблема не исчезает и не рассасывается сама собой.
В процессе работы нашего коллектива мы пришли еще к одному выводу - о том, что взрослая и детская ксенофобия далеко не одно и то же. Детская ксенофобия имеет свою особую специфику возникновения. Она развивается исключительно под внешним влиянием (СМИ, фильмы, общение со взрослыми) и носит неосознанный характер. Но совсем безобидной ее назвать нельзя, ведь со временем она переходит в стойкое и осознанное предубеждение взрослого в опасности «чужих». Заканчивается все это, к сожалению, как мы с вами знаем, Охотным рядом, Манежной площадью, Киевским вокзалом. Недаром межнациональному экстремизму особое внимание уделяют Президент России и мэр Москвы.
Одна из главных задач нашего общества - воспитание способности жить вместе. Как мы знаем, прежде всего в школах проявляются все социальные изменения. Ученые и политики считают, что современный мир сегодня столкнулся с новым видом агрессии - межэтнической, конфликтом культур. Против этого нет и никогда не будет изобретено эффективного оружия. Но избежать конфликта можно только через диалог культур. Поэтому в рамках школьного пространства мы разработали своего рода алгоритм мероприятий, которые помогают учащимся понять, что в основе культуры любого народа лежат единые для всех понятия о добре и зле, о чести и достоинстве. Только уважительное отношение к этим ценностям поможет увидеть в «чужом» друга. Это и будет социальной прививкой от ксенофобии. Именно такой опыт поддержало Западное окружное управление образования, одобрив идею создания сетевой социально-психологической лаборатории «Найдем общий язык!» в масштабе района Солнцево.
Общение оказалось взаимовыгодным. Школы района обладают замечательными специалистами и опытом воспитания у школьников уважительного отношения к другим культурам. У одних интересно и содержательно проходят национальные праздники, у других - «круглые столы», у третьих есть интересные проектные наработки. Такое объединение обогатило и усилило работу, направленную на формирование этнотолерантных установок в образовательной среде.
Цель лаборатории - создание единой системы профилактики ксенофобии и экстремизма в подростковой среде.
Задачи лаборатории:
- сетевое взаимодействие всех образовательных учреждений района Солнцево на основе партнерских отношений;
- создание условий для взаимовыгодного обмена методическим и практическим опытом;
- реализация на практике межшкольных массовых просветительских, развивающих мероприятий, направленных на повышение уровня толерантности всех участников образовательного процесса.
В своей работе мы использовали такие методы, как мониторинг для изучения уровня этнотолерантности, анкетирование, проектная деятельность, тренинговые занятия и деловые игры. Наиболее значимые мероприятия, разработанные психолого-педагогическим активом лаборатории, проходили единовременно во всех образовательных учреждениях района.
Вначале был проведен стартовый мониторинг, который показал, что уровень толерантности в школах района неодинаков. Наши ученики по-разному воспринимают само понятие «толерантность». Принятие учащимися представителей другой национальности разное в зависимости от того, где они находятся - в школе или за ее пределами.
Результаты мониторинга дали возможность более точно выстроить всю дальнейшую работу.
Для того чтобы слово «толерантность» стало более близким и понятным, в ноябре 2010 года в школах района был проведен единый День толерантности, чтобы повысить уровень толерантности, сформировать этнотолерантные установки. В каждой школе был свой сценарий этого дня, но везде можно было почувствовать и ощутить радостную, доброжелательную атмосферу. Завершился этот день районной акцией «Солнцево - территория мира». Учащиеся изложили свои мысли на тему толерантности в листовках, которые раздавали прохожим. Сами ребята говорили: «Как нам было здорово всем вместе!» Прежде всего этот день сплотил рябят разных возрастов и национальностей, повысил уровень доверия друг к  другу, дал возможность почувствовать понятие дружбы на более высоком уровне у всех участников образовательного процесса.
Работа в рамках лаборатории продолжалась в течение всего учебного года, вследствие чего у каждой школы было выработано свое методическое направление с практическими разработками:
- роль русского языка в школьной адаптации (школа №1000);
- сплочение классного коллектива через совместную работу педагога-психолога и классного руководителя (школа №1002);
- «Группа риска» - формы и методы работы (школа №1004);
- цикл занятий по профилактике ксенофобии (школа №1007);
- формирование толерантности в начальной школе (школа №1436);
- работа с педагогическим коллективом по формированию этнотолерантных установок (школа №1364).
 Все это повысило эффективность проводимых мероприятий по профилактике ксенофобии и расширило возможности нашей лаборатории.
25 марта был организован и проведен «круглый стол» «Диалог культур». В нем приняли участие ребята, педагоги и родители из 10 школ района - №№1000, 1001, 1002, 1003, 1004, 1007, 1009, 1011, 1436, 1364. Проходил он в школе №1001, которая взяла на себя в рамках сетевого взаимодействия большую часть подготовки этого масштабного мероприятия. Можно сказать без преувеличения, что это было одно из самых ярких и запоминающихся событий прошедшего учебного года в образовательной среде округа. Одной из задач было сплочение и тесное взаимодействие учеников и педагогов разных школ, умение вести публичную дискуссию на непростые темы, отстаивать свое мнение и слышать мнение других.
Участники с огромным интересом обсуждали такие темы, как «Что нас еще может объединить, кроме беды?», «Что разрушает диалог культур?», «Какие пути преодоления межэтнических конфликтов мы видим?». В ходе обсуждения было названо много опорных точек для построения диалога культур: уважение семейных и национальных традиций, совместное творчество, спорт, развитие толерантности, дружба, признание мастерства, поиск общих ценностей и дел. Наши учащиеся отметили необходимость и актуальность проведения «круглых столов», заявили, что повышение уровня этнотолерантности в школьной среде независимо от ее национального и культурного состава повышает уровень комфортности проживания и безопасности жителей всего района Солнцево.
Кроме ребят в обсуждении проблем толерантности принимали участие и настоящие эксперты в этом вопросе - приглашенные специалисты из РУДН, представители управления образования, прокуратуры и УВД ЗАО, управы и муниципалитета района Солнцево. Особенно значимым оказался тот факт, что в дискуссии дети могли высказывать свое мнение наряду со взрослыми, сидя за одним столом с ними.
1 апреля 2011 года в выставочном зале района Солнцево открылась итоговая межшкольная фотовыставка «Посмотри, кто живет рядом с тобой, - портрет современника». Инициатором и организатором выставки стала школа №1007. Целью выставки стало формирование позитивного взгляда на межэтнические процессы и многонациональность мира у всех участников образовательного процесса современными художественными средствами.
Задачи были определены так:
    укрепить в сознании всех участников проекта посредством художественных работ важность доброжелательного межэтнического соседства;
    получить через совместную деятельность положительный опыт в умении сотрудничать с представителями разных культур, вероисповеданий;
    научить находить точки соприкосновения, которые нас объединяют.

Темы детских работ
    «Уважаемые люди» - портреты представителей разных национальностей, в которых отражены жизненный опыт, трудовые заслуги, уважение к культуре своего народа.
    «Дети разных народов» - фотографии, на которых автор представляет свое видение дружбы между детьми разных национальностей: совместная деятельность, взаимопомощь, спорт, творчество, дружеское общение.
    «Семейные корни» - фотографии, на которых автор представляет свое видение семейных ценностей и национальных традиций: портрет семьи, семейные праздники, семейные профессии, совместные семейные будни.
    «Моя школа» - портреты представителей разных национальностей, работающих в школе.
    «Москвичи» (обязательное соответствие цели и задачам конкурса).
Фотовыставка проходила при поддержке управления образования Западного округа, управы и муниципалитета района. С помощью фотографии мы хотели, чтобы дети еще раз посмотрели на мир, который их окружает каждый день, глазами детей и ознакомились с портретами тех, кого они считают своими современниками.
 В течение трех недель более 2000 жителей нашего района смогли увидеть и получить удовольствие от представленных работ, сделанных нашими школьниками при помощи пап, мам, бабушек, дедушек, учителей. Все работы по-своему уникальны и неповторимы. Об успехе выставки свидетельствует тот факт, что администрация выставочного зала настояла на продлении работы фотовыставки.
Нам, взрослым, работающим с детьми, было важно узнать и понять, кого же ребята видят своими современниками. Мы отметили, что участники выставки воспринимают современниками своих родных, друзей, одноклассников и главными ценностями для них являются семья, друг, школа, познавательный отдых, спорт, совместное творчество.
Отзывы о выставке: «Просто здорово!» (Л.Кузнецова, пенсионерка); «Столько радостных и счастливых лиц сразу и вместе, спасибо!» (Е.Емельянова, жительница р-на Солнцево); «Спасибо за этот светлый взгляд на нашу непростую жизнь» (Е.Денисов, папа).
В апреле в каждом образовательном учреждении был проведен итоговый срез (с помощью наблюдений, классных часов, бесед, групповой и индивидуальной работы), который показал, что у всех участников образовательного процесса сформировался более устойчивый иммунитет к ксенофобским проявлениям и повысился уровень этнотолерантных установок.
В конце мая был проведен мониторинг эффективности работы сетевой социально-психологической лаборатории «Найдем общий язык!». В нем приняли участие классные руководители, учителя, администрации ОУ района.
Работа социально-психологической лаборатории планировалась на один учебный год, но, анализируя результаты, мы сделали вывод: сетевое взаимодействие по профилактике ксенофобии и экстремизма в подростковой среде востребовано именно потому, что стало эффективной формой работы. Об этом свидетельствуют и запросы директоров и заместителей директоров по воспитательной работе о продолжении сетевого взаимодействия в рамках лаборатории «Найдем общий язык!».
Те цели и задачи, которые мы ставили в начале проекта, были выполнены:
- коллективы школ района объединились для решения непростой, но необходимой задачи;
- проводимые мероприятия (День толерантности, акция, «круглый стол», фотовыставка) повысили социальную активность наших учащихся и помогли многим сформировать неприятие ксенофобии и экстремизма на национальной почве;
- психолого-педагогический актив школ пополнил свой методический и практический опыт в области формирования этнотолерантных установок у всех участников образовательного процесса;
- воспитательная работа по данной теме усилилась;
- увеличилось количество обучающихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность;
- укрепилось взаимодействие с различными государственно-общественными институтами района по обеспечению комфортного проживания в районе.
Как мы все знаем, один в поле не воин, особенно по таким сложным и важным вопросам, как ксенофобия, нетерпимость, экстремизм. Именно поэтому среди социальных педагогов, психологов, заместителей директоров по воспитательной работе на многочисленных совещаниях неоднократно поднимался вопрос об интеграции усилий образовательных учреждений с различными службами, ведомствами округа, города.
Наше сотрудничество в рамках социально-психологической лаборатории «Найдем общий язык!» показало свою эффективность, поэтому мы продолжим свою совместную деятельность в этом направлении в новом учебном году, объединив еще больше участников.
Опыт работы школ района Солнцево будет интересен любому образовательному учреждению, всерьез воспринимающему проблему и желающему организовать работу по профилактике экстремизма и ксенофобии в своем образовательном учреждении.
23 августа состоялся городской «круглый стол» «Организация работы образовательных учреждений по профилактике ксенофобии и экстремизма среди обучающихся», на котором был представлен и одобрен опыт социально-психологической лаборатории «Найдем общий язык!».

Е.ЖУЗЕ, директор школы №1007