Е​сли честно, то покоя мне, директору средней общеобразовательной школы, нет с того момента, как школа, которую я возглавляю, стала участником пилотного проекта по развитию общего образования в Москве. Главная цель проекта - обеспечение высокого качества образования, а можно ли говорить о повышении качества образования и новой оплате труда, действовать в этом направлении, если педагоги не поймут сути проекта, не станут единомышленниками в этом нелегком деле? В подобной ситуации, скорее всего, нас ожидал бы провал. Именно поэтому крайне важно было провести серьезную информационную работу с педагогами, сотрудниками школы и родителями наших учеников. В марте, апреле и мае 2011 года в школе проходили собрания педагогов, во время которых мы обсуждали предстоящие изменения, высказывали различные мнения и приводили доводы в пользу того или иного из них. Кроме того, была создана рабочая группа из числа педагогов, сотрудников школы и представителей родительской общественности, задачей которой стала выработка предложений для построения НСОТ в школе.

С вопросом повышения качества образования напрямую связан вопрос оплаты труда учителя. Причем вопрос этот должен звучать в следующей постановке: сначала «за что?» и только потом уже «сколько?». Оплате труда в нашей школе было посвящено собрание в марте 2011 года. Сегодня чаще всего мы платим учителю за уроки, проведенные в классе, что не имеет прямого отношения ни к качеству, ни к результативности. Новая система оплаты труда призвана привести к увеличению доходов учителей и повышению эффективности расходования бюджетных средств. Учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы, а также все виды деятельности учителя - вот задача, поставленная перед системой образования Президентом Российской Федерации. Фактически это главное обязательство школы по реализации проекта.
Реализация проекта предполагает повышение уровня доходов учителей, причем подразумевается дифференцированная оплата труда: доходы будут выше у тех, кто будет показывать высокую результативность. Внедрение НСОТ призвано установить связь заработной платы с результативностью труда через усиление роли стимулирующих выплат, привлечь в школу молодые кадры, мотивировать повышение квалификационного уровня учителя через механизм аттестации и в итоге обеспечить повышение качества образования.
Решение этих задач позволит увеличить стимулирующую часть заработной платы, повысить эффективность и качество педагогического труда, дифференцировать уровень оплаты труда в зависимости от квалификации работников, отказаться от единой тарифной сетки. Все это педагоги нашей школы поняли и приняли положительно.
Следующим направлением реализации проекта стало развитие системы оценки качества образования (СОКО), в этом вопросе также необходима ясность для всех, кто участвует в образовательном процессе. В апреле 2011 года коллектив нашей школы и рабочая группа активно дискутировали на эту тему, ведь построение адекватной системы оценки качества образования по некоторым причинам стало наиболее сложной задачей проекта.
Во-первых, чрезвычайная многогранность и многоаспектность условий, процесса и результата реализации образовательных программ, комплексный характер понятия качества образования несовместимы с компактным, квалиметрируемым, операционально удобным инструментарием мониторинга. Ведь необходимо оценивать не только объем усвоенных сведений по учебным предметам, но и сформированность ключевых компетенций, надпредметных понятий, социального опыта учащихся.    
Во-вторых, стремясь создать унифицированную линейку для измерения качества образования, мы вступаем в противоречие с противоположной тенденцией - индивидуализацией процесса и результата образования, ориентацией на личность ребенка, построением его индивидуального образовательного маршрута и, как следствие, достижением индивидуального образовательного результата.
В-третьих, из существующего набора стандартизованных методик вряд ли удастся скомпоновать оценочный аппарат результатов внеучебной деятельности, а разработка и экспериментальная апробация собственного инструментария, доказательство его надежности и валидности - это процесс не только чрезвычайно сложный, но и достаточно длительный.
Большое значение в работе СОКО имеют документы, выступающие в роли регламентов, определяющих порядок действий при проведении различных процедур, связанных с оценкой качества образования. К ним можно отнести нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ, новой формы аттестации выпускников основной ступени, порядок экспертизы при аккредитации образовательного учреждения, методику оценки состояния образовательных систем, методические рекомендации по порядку распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, комплекс показателей СОКО и методику их расчета.
Наибольшее количество времени заняло в нашем коллективе обсуждение новых подходов к оценке индивидуальных образовательных достижений учащихся. Если для учебных результатов (знания, умения, навыки) есть традиционная, привычная форма оценки, то оценка и учет внеучебных достижений по-прежнему вызывают много вопросов. Отметки по предметам в аттестате и баллы в сертификате ЕГЭ не отражают всей полноты результатов образования. Выпускник школы нуждается в навыках применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми социальными и иными компетентностями не в меньшей степени, чем в усвоенных определениях, правилах и алгоритмах.
Другие результаты - ключевые компетентности, ключевые надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт. Ключевые компетентности обеспечиваются через такие неаудиторные формы образовательной деятельности, как проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и другие занятия, надпредметные понятия - через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности, общественно полезный социальный опыт - через практическую деятельность учащихся. Обсудив новые подходы к оценке индивидуальных образовательных достижений учащихся, мы пришли к выводу, что над этим еще предстоит серьезно работать.
 Новое качество образования невозможно без нового качества учителя. Это еще одна тема, которая была затронута в обсуждении направлений пилотного проекта. Меняется сама роль учителя: он больше не транслятор знаний и не главный эксперт в области достоверного и полного знания. Он призван облегчить ученику задачу приобретения знаний (уметь учиться), оценки их достоверности и полноты (критическое мышление), выстраивания собственной образовательной и жизненной траектории (стратегическое мышление и самоопределение), умения жить в социуме и решать проблемы, возникающие на жизненном пути. Необходимы другие компетенции, которыми многие учителя не обладают. Понятно, что в идеале нового учителя надо готовить начиная с вузовской скамьи. Но есть инструменты, которые можно использовать уже сейчас, не дожидаясь смены поколений.
Участники собрания и члены рабочей группы нашей школы обсуждали критерии и показатели, которые могут использоваться при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Было предложено провести анализ распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и к концу июня 2011 года подготовить скорректированное с учетом опыта предложение для школы.
Эффективность работы педагога можно проследить по портфолио учителя. В нашей школе они ведутся на протяжении года. В основе значимых критериев оценки качества и результативности профессиональной деятельности учителя лежат:
    позитивная динамика учебных достижений обучающихся;
    позитивные результаты внеурочной деятельности;
    позитивные результаты деятельности классного руководителя;
    использование современных образовательных технологий;
    обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
    повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре;
    участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
Основные предлагаемые критерии основаны на отслеживании динамики достижений учителя на протяжении двух-трех лет. Исходным пунктом должна стать простая идея: объективно и полно оценить работу учителя по этим критериям могут те, кто практически ежедневно наблюдает за его деятельностью - администрация школы, коллеги, родители, а по прошествии определенного времени и выпускники школы, способные оценить весомость накопленного в школе образовательного капитала. Нельзя сбрасывать со счетов и рефлексивную самооценку деятельности со стороны самого учителя. Таким образом, комплексным механизмом оценки качества и результативности работы будет сочетание мониторинга профессиональной деятельности, оценки профессионального сообщества, родительской общественности, самооценки аттестуемого работника.
 Третье собрание было посвящено расширению общественного участия в управлении образованием, ведь без этого серьезные преобразования образовательной системы невозможны. Очевидно, что сама эта задача - развитие общественного участия в управлении образованием, - взятая во всем своем объеме, далеко выходит за рамки проекта.
Проект действительно может оказаться мощнейшим фактором превращения образования в сферу развития гражданского общества. И будет замечательно, если это произойдет! Стратегической целью проекта в целом является предоставление всем гражданам независимо от места жительства возможности получения качественного образования, и именно с этой позиции следует подходить (позиционируя себя в рамках проекта) к решению задачи развития общественного участия в управлении образованием.
Такая постановка вопроса, нисколько не умаляя значения других возможных эффектов общественного участия (социальных, средовых, культурных), должна ориентировать исполнителей работ по данному направлению прежде всего на создание школьных (управляющих, попечительских) советов, способных принимать грамотные и ответственные решения, позитивно воспринимаемые как профессиональным, так и родительским сообществом. Именно через эту призму в рамках проекта должна происходить оценка качества и полноты выполнения социального заказа педагогическим коллективом школы.
Понятно, что многое еще предстоит обсуждать, при этом в процессе работы в рамках проекта мы будем вносить изменения, выявлять те или иные недостатки. Однако относиться к внедрению новой системы оплаты труда надо спокойнее. Все документы носят рабочий характер, они будут периодически обновляться, и это нормальный процесс. Самое главное - донести до каждого участника образовательного процесса основные принципы НСОТ. Первый из них заключается в опережающем росте заработной платы основного персонала. Учитель - главное лицо после ребенка в школе. Как бы ни было обидно другим, но если не будет учителя - не будет и школы. Второй принцип состоит в дифференциации оплаты труда в зависимости от качества работы сотрудника. Все же самое главное в школе - это не зарплата учителя, а образование детей.
 Хочу верить, что наше участие в пилотном проекте будет успешным.

Виктория КОЛОМАЦКАЯ, директор средней общеобразовательной школы №617 имени генерала Д.Алексеева