Сегодня для нас важнее всего повысить степень доверия родителей к детскому саду, школе, эту задачу можно решить через повышение качества образования.

Самый популярный интернет-ресурс - Википедия - определяет зависимость качества жизни от здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, развития массовой физической культуры и спорта, отношений педагогов с учащимися и родителями, свободного интернет-общения, взаимодействия с социальными партнерами; психологического и социального статуса - психологической безопасности, равных стартовых возможностей и условий, безбарьерной среды; свободы деятельности и выбора, нормативно обеспеченных современными образовательными требованиями и стандартом; развития дополнительного образования и воспитательной деятельности, организации досуга; уровня образования; доступа к культурному наследию; профильности образования для детей и возможности профессионального роста для учителя. Качество образования определяется как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия стандартам, требованиям и потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.
В советские времена «Знаком качества» маркировали тот продукт, который был технологически правильно произведен, соответствовал ГОСТу и пользовался повышенным спросом у потребителя.
У понятия «качество образования» три основных элемента:
- стандарт, или система требований;
- государственное задание на оказание образовательной услуги;
- ожидания потребителя этой услуги, степень его удовлетворенности.
Для достижения качества есть несколько принципов, которые прописаны в проекте закона «Об образовании в РФ»: самостоятельность, равенство и конкуренция, свобода граждан в выборе учреждения, открытость, доступность и полнота информации о видах деятельности. Эти же принципы есть и в основе новой московской программы развития образования до 2016 года, пилотного проекта «125 школ».
Город создает новый правовой и финансовый механизм, способный гибко и адекватно обеспечивать меняющиеся образовательные потребности наших жителей. А что такое образовательные потребности? Думаю, дать ответ на этот вопрос сегодня может не каждый учитель.
Когда мы удовлетворяем образовательные потребности, мы решаем прежде всего педагогические задачи.
На решение задачи - гарантированность и обеспеченность ребенку места в детском саду в шаговой доступности, с профессиональными педагогами, развивающей средой, комфортными условиями - направлена новая программа «Малыши в центре столицы» до 2013 года. Достигнутые результаты в дошкольном образовании уже не могут удовлетворить потребности населения округа, на первый план выходят совершенствование качества дошкольного образования, развитие его доступности, эффективности в новых экономических условиях. В ходе реализации этой программы мы планируем такие результаты:
- создать многоуровневую систему дошкольного образования;
- обеспечить реальную потребность населения в местах, в том числе в зоне шаговой доступности;
- повысить качество и доступность дошкольного образования для детей разных социальных групп и слоев населения независимо от места жительства и доходов родителей;
- повысить эффективность использования бюджетных средств, увеличить объемы привлеченных внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных услуг;
- закончить формирование общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования.
Это амбициозные, но вполне реальные результаты. Не сомневаюсь, что наша армия дошкольников в состоянии их достичь.
Вторая задача - обеспечение каждому дошкольнику качественной подготовки к школе. Мы решали проблемы преемственности программ дошкольного и начального образования, теперь наша цель - формирование и развитие у ребенка потребности обучаться, действовать и взаимодействовать. Успех ее реализации - в дошкольном детстве.
Третья задача также чрезвычайно важна. Для нас ценен каждый ребенок, мы накопили опыт воспитания детей с разными образовательными возможностями, для маленького ребенка не имеет значения ни социальный статус, ни ограничения здоровья, ни цвет кожи своего сверстника. Его научили различать добро и зло, сформировали навыки поведения в группе, доброжелательное отношение к людям. Не случайно в новом стандарте начальной школы заложены требования к личностным результатам.
Школа не может потерять установки на формирование таких качеств, как толерантность, патриотизм, гражданственность, коммуникативность, нравственность. Это залог того, что наши дети не придут на Манежную площадь, не воспользуются возможностью подтасовать результат ЕГЭ, не позволят себе пренебрежительно относиться к старикам, инвалидам, людям иной национальности. Прежде всего в этом я вижу главную идею преемственности, а не только в познавательной области.
Четвертая задача - индивидуализация обучения. 98% школ Центрального округа позиционируют себя как профильные, развита система экстернатного, семейного, надомного обучения. Новая педагогическая задача, закрепленная в проекте закона об образовании, - обеспечение возможности для каждого школьника выбирать:
- курсы в своей школе;
- обучаться в другом учреждении и в дистанционном режиме;
- общаться с широким кругом сверстников;
- использовать любые ресурсы.
Это возможно в той школе, где много детей. Чем богаче образовательная среда, тем больше шансов получить качественное образование.
Способы решения педагогических задач лежат в плоскости не только профессионализма учителя, но прежде всего в области экономики, чем и занимается пилотный проект по развитию общего образования. Опыт финансовой самостоятельности учреждений образования в Москве уже был. В 1989 году два района, в том числе и наш, Калининский, работали в эксперименте по переводу образовательных учреждений на новый хозяйственный механизм. К сожалению, он завершился, не успев набрать обороты. Сегодня в ходе реализации проекта наши пилотные школы осваивают механизм подушевого финансирования - деньги следуют за ребенком, работают над введением новой системы оплаты труда для повышения доходов учителя. При этом хочу подчеркнуть - заработная плата не может быть ниже той, которую учитель получал в прошлом году, если только не уменьшилась его педагогическая нагрузка.
Как было? Зарплата учителя зависела от количества часов, ступени образования, разряда ЕТС, выплат за проверку тетрадей, заведование кабинетом, надбавки за звание, но не зависела от количества детей в классе и результата.
Как будет? Каждая пилотная школа самостоятельно и открыто разрабатывает свою систему оплаты труда. Теперь зарплата учителя складывается из базовой части, которая зависит от количества детей в классе, специальной, позволяющей оплачивать все виды работ учителя, и стимулирующей, которая напрямую зависит от показателей качества и результатов труда.
Пилотные школы сегодня обеспечивают гражданское участие в управлении. Что это значит? В проекте закона «Об образовании в РФ» закреплены широкие полномочия органов самоуправления, вплоть до согласования локальных актов и урегулирования споров между участниками образовательного процесса. Таким образом, кардинально меняется роль общественных организаций - управляющих советов и первичных профсоюзных организаций. Сегодня они должны стать союзниками педагога и директора, родителя и ученика. В прошлом году мы много занимались работой по привлечению к участию в жизни школ родителей, способных благодаря своей активной позиции управлять процессами в школе. Как мне кажется, сложнее сегодня обстоит дело с профсоюзами. Готовы ли они к тому, что функция рупора директора должна быть утрачена? Их задача не в попытке распределения благ, а в том, чтобы реально влиять на регулирование вопросов оплаты труда, отстоять точку зрения общественного органа в решении о поощрении или лишении стимулирующей выплаты учителя, с которым они знакомы, может быть, много лет.
Школы-пилотники подготовили уставы в соответствии с новыми организационно-правовыми формами, провели самостоятельную работу по оптимизации структуры управления школой. Для финансового обеспечения пилотного проекта двадцати учреждениям выделены из резервного фонда дополнительные ассигнования в сумме 21 миллион рублей (ежеквартально). За пять кварталов реализации пилотного проекта эта сумма составит почти 105 миллионов рублей.
Хочу выразить благодарность руководителям нашей первой десятки - Наталье Шелковой (школа №83), Ирине Бородиной (школа №232), Татьяне Никитиной (школа №330), Елене Гусевой (школа №480), Тамаре Гордзейко (школа №498), Марии Ильиной (школа №588), Марине Бейлиной (школа №613), Михаилу Случу (школа №1060), Ольге Морозовой (школа №1305), Ольге Дониченко (школа №1323).
Быть первыми всегда трудно. Не станет легче и сейчас. Все школы-пилотники - стажировочные площадки, с сентября 2011 года на их базе начали работать еженедельные семинары для руководителей ОУ. Уверена, что для самих пилотников работа в качестве стажировочных площадок станет опытом взаимного обогащения, ценным для дальнейшего движения вперед. Благодарю совет директоров, который еще 19 августа 2011 года принял решение о переходе на новую систему оплаты труда руководителей. Я уверена, что ни один директор не откажется от дополнительных средств Правительства Москвы, из которых 70% будут направлены на заработную плату педагогических работников. А отказываться лишь потому, что придется дополнительно потрудиться, сегодня не получится.
Пилотный проект не эксперимент в отдельно взятых школах, а отработка модели новой формы финансово-экономической деятельности, к которой в ближайшее время перейдут все учреждения.
Осенью 2011 года 100% детских садов выходят на новую модель. Более одного миллиарда рублей выделено из бюджета города на осуществление этого перехода. Хочу поблагодарить их за готовность и понимание государственной позиции и пожелать им успеха!

От реализации пилотного проекта мы ожидаем:
- повышения качества образования, его доступности, притока талантливых учителей;
- повышения эффективности затрат в образовательных учреждениях;
- открытости, демократичности;
- повышения доходов учителей;
- повышения уровня социализации, успешности детей.

Все это позволит нам создать школу, о которой министр образования Исаак Калина говорит как о школе, нужной москвичам.