Учителю практически не оставили времени на самообразование: бумаготворчество, часто ненужное, встало костью в горле. На курсах повышения квалификации нет творческой атмосферы, это делается для галочки. На простые вопросы учитель должен уметь находить простые ответы. Это важно. «Почему небо над Землей синее?», «Есть ли жизнь на других планетах, кроме Земли?», «Что нового стало известно о планетах Солнечной системы?».
Учитель должен быть ходячей энциклопедией, а у него отбирают время на самообразование, и, кажется, это делается сознательно: сломать стержень, на котором крепится государство.
Ныне таким «доброжелателям» стало вольготно. Они-то и добавляют ложку дегтя в бочку меда. Бескрылый учитель взлететь не может, уподобляясь мокрой курице. И получится, как у Тургенева: «...отойди, от тебя курицей пахнет».
В №26 Петр Григорьевич Положевец написал о письме педагога со стажем, который сетует на несправедливость нынешней жизни.
Мой педстаж больше, чем у Нины Георгиевны. В семнадцать лет попал на фронт. Жив остался, пройдя через все круги дантовского ада.
После семилетней службы за границей демобилизовался. Хотел поступить в Литинститут - Бог отвел. Поступил в Воронежское педучилище, где полюбил девушку на десять лет моложе. Поженились. Стали работать в школе в родном селе. Жили с родителями. Бедно жили. Получали по пятьдесят рублей в месяц. Спасали огород и корова-кормилица.
Заочно я окончил ВГУ и стал вести историю и географию. Мы с супругой шли в школу с радостью. Работали в три смены: вечером шли в вечернюю школу сельской молодежи. В классах было по тридцать человек-вечерников.
Народили, воспитали и дали образование троим детям: сыну Володе, дочкам Наде и Нине. Теперь у нас шестеро внуков, два правнука и две правнучки. Самой младшей, Полине, скоро будет четыре годика. В детсаде Нововоронежа воспитательницы говорят: «Какая умная и воспитанная девочка! Мы все в восхищении от нее».
Недавно выпустил две книги: «Этот мир» (стихи) и «Сердце солдата» (стихи и проза). Восемнадцать рукописей ожидают своего часа. Кризис. Морозовы ушли в подполье. Не унываю. Есть еще порох в пороховницах.
И верю Нине Георгиевне: «...хорошее-то впереди: в школу мой сынушка вернется, и книгу допишет, и ребят своих вырастит умными, грамотными, достойными и сильными людьми». Так и будет. И никакой безысходности! «Идти только вперед, только к свету».
Желаю вам, Нина Георгиевна, вашему сыну осуществить свои желания и надежды.
И еще об одном материале не могу не сказать. Рустама Рахматуллина («УГ» №21) историки и географы упрекают в расчетливой зауми, дилетантстве. Он утверждает, что существование Москвы определяется Высшим промыслом. Это можно сказать о любом городе - Риме, Иерусалиме, Константинополе.
Автор этого послания живет у Дона, рядом с Нововоронежем, который возник на песчаном пустыре по велению человеческого промысла. Почему и как возникла Москва, историку и географу известно. И никакая выдуманная метафизика не нужна. Да ее и нет. Это ересь с определенным прицелом.
В беседе упоминается Замоскворечье, где, как известно, проживала мещанка-сводница Матрена Маркова из «Луки Мудищева». Эта сводница всю метафизику Москвы свела к прелюбодеянию. Выгодное это дело, но часто заканчивается трагически, как в «Луке».
«Учительская газета» серьезная, интересная, читается на одном дыхании от и до. Печатает «УГ» и спорные, дискуссионные статьи. И это хорошо. Пусть читатель думает и определяет, так это или нет.

​Анатолий ЕМЕЛЬЯНОВ, ветеран педагогического труда, с. Архангельское, Хохольский район, Воронежская область