Учитель должен быть ходячей энциклопедией, а у него отбирают время на самообразование, и, кажется, это делается сознательно: сломать стержень, на котором крепится государство.
Ныне таким «доброжелателям» стало вольготно. Они-то и добавляют ложку дегтя в бочку меда. Бескрылый учитель взлететь не может, уподобляясь мокрой курице. И получится, как у Тургенева: «...отойди, от тебя курицей пахнет».
В №26 Петр Григорьевич Положевец написал о письме педагога со стажем, который сетует на несправедливость нынешней жизни.
Мой педстаж больше, чем у Нины Георгиевны. В семнадцать лет попал на фронт. Жив остался, пройдя через все круги дантовского ада.
После семилетней службы за границей демобилизовался. Хотел поступить в Литинститут - Бог отвел. Поступил в Воронежское педучилище, где полюбил девушку на десять лет моложе. Поженились. Стали работать в школе в родном селе. Жили с родителями. Бедно жили. Получали по пятьдесят рублей в месяц. Спасали огород и корова-кормилица.
Заочно я окончил ВГУ и стал вести историю и географию. Мы с супругой шли в школу с радостью. Работали в три смены: вечером шли в вечернюю школу сельской молодежи. В классах было по тридцать человек-вечерников.
Народили, воспитали и дали образование троим детям: сыну Володе, дочкам Наде и Нине. Теперь у нас шестеро внуков, два правнука и две правнучки. Самой младшей, Полине, скоро будет четыре годика. В детсаде Нововоронежа воспитательницы говорят: «Какая умная и воспитанная девочка! Мы все в восхищении от нее».
Недавно выпустил две книги: «Этот мир» (стихи) и «Сердце солдата» (стихи и проза). Восемнадцать рукописей ожидают своего часа. Кризис. Морозовы ушли в подполье. Не унываю. Есть еще порох в пороховницах.
И верю Нине Георгиевне: «...хорошее-то впереди: в школу мой сынушка вернется, и книгу допишет, и ребят своих вырастит умными, грамотными, достойными и сильными людьми». Так и будет. И никакой безысходности! «Идти только вперед, только к свету».
Желаю вам, Нина Георгиевна, вашему сыну осуществить свои желания и надежды.
И еще об одном материале не могу не сказать. Рустама Рахматуллина («УГ» №21) историки и географы упрекают в расчетливой зауми, дилетантстве. Он утверждает, что существование Москвы определяется Высшим промыслом. Это можно сказать о любом городе - Риме, Иерусалиме, Константинополе.
Автор этого послания живет у Дона, рядом с Нововоронежем, который возник на песчаном пустыре по велению человеческого промысла. Почему и как возникла Москва, историку и географу известно. И никакая выдуманная метафизика не нужна. Да ее и нет. Это ересь с определенным прицелом.
В беседе упоминается Замоскворечье, где, как известно, проживала мещанка-сводница Матрена Маркова из «Луки Мудищева». Эта сводница всю метафизику Москвы свела к прелюбодеянию. Выгодное это дело, но часто заканчивается трагически, как в «Луке».
«Учительская газета» серьезная, интересная, читается на одном дыхании от и до. Печатает «УГ» и спорные, дискуссионные статьи. И это хорошо. Пусть читатель думает и определяет, так это или нет.
Анатолий ЕМЕЛЬЯНОВ, ветеран педагогического труда, с. Архангельское, Хохольский район, Воронежская область