- Наше положение по оплате труда, - ответил Олег Николаевич, - которое, как и любой другой живой документ, со временем изменяется, также претерпело целый ряд редакций, которые направлены прежде всего на совершенствование процесса распределения фонда оплаты труда и начисления заработной платы. В ситуации, когда все общеобразовательные учреждения области вынуждены идти по расчету ученико-часа, малокомплектным школам оказалось нелегко. Поэтому мы договорились с педагогической общественностью и профсоюзами, что в течение двух лет будет сделан постепенный переход к максимально удобной системе начисления. В итоге на сегодня у нас существует методика для школ, имеющих достаточный бюджет и большое количество учеников. Такие школы используют вариант ученико-часа, он для них приемлем, о чем говорят и директора, и педагоги. По второму варианту могу сказать следующее. Региональный уровень власти не может предписывать муниципалитетам-учредителям и самим учреждениям, какую методику выбрать, но мы рекомендуем для небольших школ, прежде всего для малокомплектных, использовать методику, которую условно мы называем штатно-окладной. В таких школах схемы и принципы, заложенные в расчетах, использующих ученико-час, не работают по определению. Не потому, что они плохие, а потому что не позволяют условия, малое количество учеников в классе, например 15, а то и 10 человек или даже меньше.
Когда мы начали реализацию проекта модернизации региональных систем, мы создали несколько рабочих групп из руководителей системы образования, представителей общественных и профсоюзных организаций, провели с ними целый ряд обсуждений и в итоге договорились, что на собрании трудового коллектива каждое образовательное учреждение определится, какую форму они выбирают. К 15 сентября они сдадут нам свои протоколы, и тогда мы будем знать, сколько школ по какой форме оплаты работает.
- Директора рассказывали, что в течение лета готовили свои предложения для совершенствования НСОТ, что именно они предлагали?
- Обсуждение мы начали еще в июне. Это не ноу-хау для Воронежской области, просто мы входим в штатный режим, когда важные документы, которые касаются всей сети школ, проходят стадию первичного обсуждения. Причем высказаться могут не только управленцы, но прежде всего рядовые педагоги, а мы всех слушаем, пытаемся учесть их предложения и выдаем документ в его окончательном виде опять же на обсуждение, только окончательное. Если все принципиальные замечания сняты, документ готов к использованию.
Всего по системе оплаты труда мы получили более 100 замечаний, когда убрали повторения, осталось 43, из них 38 было учтено нами при составлении нового положения об оплате труда. Эти замечания касались и редакторских правок, и принципиальных вещей. Например, мы учитывали, как распределить увеличенный с 1 сентября на 30% фонд оплаты. Причем это минимальный порог, ведь по ряду школ увеличение выше 30%, так как у каждого учреждения своя специфика, и мы в некоторые отдавали средств больше, так как учитывали всех педагогических работников, а не только учителей. Также учитывали повышение заработной платы руководителей, которое автоматически происходит с повышением зарплаты персонала. Это для того, чтобы ту часть, которая причитается руководителю, не вычитали из общего фонда учителей.
- Вы говорите, что учитывали всех педагогов, а кого именно? Ведь в школах есть педагогические работники, которые не подпадают под определение учителя.
- Да, при перечислении увеличенного ФОТ мы тоже учли повышение для этих категорий. Теперь все зависит от того, какое положение о заработной плате примет каждая школа, но мы в региональном положении договорились о четырех основных направлениях, которые должны выполняться в любом случае.
Первое: каждая школа должна на 10% увеличить базовые оклады всем педагогическим работникам. Именно всем, в том числе учителям, педагогам-психологам, старшим вожатым, учителям-логопедам и преподавателям ОБЖ.
Второе: мы увеличили повышающий коэффициент для учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории. Это как раз отвечает идеологии проекта повышения, ведь оно должно в первую очередь коснуться наиболее эффективно работающих педагогов. То есть учитель с первой, а тем более с высшей квалификационной категорией должен получать заработную плату, которая значительно отличается от зарплаты учителя, не имеющего таких категорий. Например, для высшей квалификационной категории коэффициент составит 1,4, то есть повышение будет на 40%, а для первой категории - на 20% (вместо 10%, как было раньше).
Третье: мы применили повышающий коэффициент для молодых учителей. В первые три года работы молодой педагог будет получать повышающий коэффициент на уровне учителя, имеющего первую квалификационную категорию. За это время начинающий педагог имеет возможность адаптироваться в школе и подать документы на присвоение той или иной квалификационной категории. Тогда он уже будет получать свой коэффициент с полным правом. А если не смог или не захотел, то через три года коэффициент снимается и опускается на уровень учителя, не имеющего квалификационной категории. Три года вполне достаточно, чтобы показать себя и втянуться в профессию.
Четвертое направление: оставшиеся средства от увеличенного фонда оплаты труда уходят в стимулирование. Кому именно и сколько, тоже будет решать каждая школа индивидуально. Кстати, положение о выплатах стимулирующего характера мы тоже сейчас изменяем. Уже готов примерный регламент распределения стимулирующей части ФОТ в соответствии с полученными вопросами и пожеланиями. Думаю, что в середине сентября мы отдадим его в школы как документ, и в конце месяца будет первое начисление по новым расчетам. К сожалению, именно по стимулирующей части у педагогов больше всего вопросов и обращений - из-за несправедливого, по их мнению, распределения. В новых документах при участии профсоюзов и общественных организаций мы пытаемся регламентировать эти моменты.
К словам руководителя департамента можно добавить, что впервые за последние несколько лет в области наблюдается такое активное взаимодействие чиновничьих структур и общественных организаций. Совет по социальной политике при губернаторе области стал высшим органом, который принимает принципиальные решения по развитию всей соцполитики, в том числе и системы образования. Предложения в него поступают из организационного совета по реализации проекта модернизации региональных систем общего образования. В свою очередь этот организационный совет собирает мнения и пожелания трех рабочих групп, созданных при Департаменте образования.
По словам Олега Мосолова, в том, что НСОТ в очередной раз меняет свои параметры, нет ничего странного. То, что было хорошо три года назад на начальном этапе, уже изменилось. Важно заметить эти изменения и правильно на них отреагировать. Больше всего предложений при разработке нового варианта оплаты труда поступило от профсоюзной организации педагогов, причем, по словам руководителя департамента, предложений очень глубоких с точки зрения проработки технологии вопроса. Много предложений было и от руководителей школ, а одно решение вызвало споры: в новом варианте расчетов отменяется повышающий коэффициент для руководителей, имеющих первую квалификационную категорию, зато увеличивается повышающий коэффициент для руководителей с высшей категорией. Ведь первая присваивается директору по факту назначения, а дальше нужно стимулировать повышение квалификации именно как руководителя и стремление доказывать свой уровень управленческого мастерства.
Кстати, группы, обсуждавшие оба варианта НСОТ, свою работу не закончили. Ближайшее их заседание запланировано на середину сентября, речь пойдет о новом регламенте распределения стимулирующей части и об итогах первой половины сентября. Станет ясно, на какой системе остановили свой выбор школы. В виде журналистского наблюдения могу добавить, что в области довольно немного школ, имеющих свою собственную бухгалтерию, большинство их сосредоточено в областном центре, а в районах их от силы по две-три. Такие школы, крупные, с большим количеством учеников, довольны системой оплаты, в основе которой используется ученико-час. А сельские малокомплектные обслуживаются районными централизованными бухгалтериями, им своих бухгалтеров содержать не на что, да вроде как и незачем. Возникает вполне резонный вопрос: а всем ли районным бухгалтериям охота заморачиваться с новыми расчетами? Поэтому людям уже объявили, что штатно-окладная система для малокомплектных школ не подходит и зарплата при ней уменьшится. Мы предлагаем директорам и педагогам лишний раз просчитать все самим, при какой системе их зарплата действительно станет больше. Если будут вопросы или несоответствия, напишите о них нам, в «Учительскую газету», - посчитаем вместе. 

Комментарий


Наталия НЕЗНАМОВА, директор Хлебородненской школы Аннинского района Воронежской области:

- У нас как раз сегодня тарификация, и будет ясно точно, у кого на сколько повысится заработная плата. Одно знаем наверняка: повышение действительно будет, особенно ощутимое для наших педагогов с высшей квалификационной категорией. Мы примерно в середине августа уже делали предварительную тарификацию, у наших лучших учителей должна увеличиться зарплата в среднем на 7-8 тысяч рублей. Это, конечно, очень хорошо, особенно с учетом того, что мы считаемся малокомплектной школой. У нас одиннадцатилетняя школа, в которой обучается 71 ребенок, правда, в этом учебном году к нам присоединили Алексеевскую школу, и теперь мы организуем подвоз для 20 детей.
В целом по системе начисления заработной платы, которая изменится с 1 сентября, пока больше вопросов, чем ответов. Сейчас наша районная централизованная бухгалтерия просчитывает, по какому варианту должна финансироваться каждая школа района, чтобы было лучше для учителей и материального состояния самой школы. Так что пока вопрос открыт. Но мы надеемся, что будет лучше, потому что положительные изменения уже чувствуются.

Комментарий профсоюза


Тамара БИРЮКОВА, председатель Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

- Обком профсоюза несколько раз собирал профлидеров, директоров и учителей школ со всех концов Воронежской области для обсуждения подготовленного Департаментом образования, науки и молодежной политики проекта Положения об оплате труда работников общеобразовательных учреждений. Департаментом были учтены практически все наши предложения. Так, согласно положению школа самостоятельно определяется, каким образом в ней будет осуществляться начисление заработной платы: по новой методике, то есть по профессионально-квалификационным группам, или же по старой методике - исходя из стоимости ученико-часа. Но мы добились того, чтобы решение об этом принималось не единолично директором, а всем трудовым коллективом и было оформлено в установленном законодательством порядке. Мы также настояли на том, чтобы стимулирующие выплаты работникам производились за весь стаж, а не за стаж в данной школе, как это было в первоначальном варианте положения. Есть и еще ряд принципиальных моментов, откорректированных по нашей инициативе.

Воронежская область