Действительно, во многих рассказах Лидии Сычевой в центре - женщины. Обычные, простые русские женщины с их бедами и заботами, которых достаточно в повседневном быте, будь то село или город. И любовь - тот самый «ключик», с помощью которого автор открывает их мир. Мир, тесно связанный с родной землей. «Как у нас в Лазоревке яблони цветут - голова кружится! Розовый цвет на землю летит, а небо синее, высокое. Потому и зовут деревню - Лазоревка. А трава у нас в покос душиста, холмы - зеленые, вода в ручье зубы ломит, колодцы глубокие и чистые. А жизнь у нас тяжелая, да жаловаться грех. А чего она такая - мы и сами не знаем...» (рассказ «Прошлое»).

Герои рассказов Сычевой - люди простые, но не надо позиционировать их как «маленьких людей». Об этом не так давно говорила сама писательница на творческом вечере в Московском музее Владимира Маяковского.

- Для каждого времени важен свой герой. Не маленький человек должен быть в центре литературы, а достойный. Старухи, героини моих рассказов, - не маленькие. Вот живет деревенская женщина, у нее есть свой огород, она не зависит от Путина, от ВВП, пенсию ей не носят, как правило, - какая же она маленькая. Если она не зависит от этого чудовища-государства. Она великая женщина! Маленькие люди - те, которые позволяют, чтобы ими манипулировали. Мои герои этого не позволяют. Они в создавшихся обстоятельствах живут достойно. Бывает, что они слабы, грешны, недостаточно воцерковлены. Но самое главное, что держатся в создавшихся обстоятельствах.

Есть вещи, о которых писатель обязан написать перед своей совестью, - продолжает Лидия Сычева. - Так появился рассказ «Летящая» (рассказ был впервые опубликован в №30 «УГ» за 2002 год. - В.Б.). Так появилась «Шинель». Но мне кажется, для Гоголя, наверное, более радостной была работа над «Тарасом Бульбой». Я не знаю, маленький ли человек моя героиня из рассказа «Летящая». Но если бы каждый из нас мог управлять своей жизнью, может быть, и мир бы тогда прекратил существование.

... «Летящая» - трагический рассказ. Но это трагическое порождает чувство сопереживания. Или катарсиса, как говорили древние.

Лидия Сычева:

- Наступающий век, мне кажется, не будет веком рассвета литературы и искусства вообще. Потому что искусство - это воспитание чувств, и прежде всего - высоких. Низкие воспитывать не надо... У нас становится все меньше чистой воды (уже в бутылках ее продают), земли, воздуха. И чистого слова будет становиться все меньше. Станет больше того слова, которое убеждает людей в том, что нужно потреблять грязное слово. Потому что грязное слово легче продать. Литературный труд будет в наступившем веке очень тяжелым занятием для писателя, работающего на этой ниве честно. Таким же, наверное, тяжелым, как и для честно работающего ученого, дворника, бизнесмена. Настоящий писатель не должен служить объектом продаж. Читатель все равно придет к писателю, которого он ищет. Расскажу один случай. В провинциальном городе, где я жила, был только один книжный магазин. Как-то я встретила там одну книгу, которая чем-то меня зацепила. Прошло двенадцать лет, и эта книга изменила мою жизнь коренным образом. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Но как странно все связано. Сейчас в этом магазине мои книги. И, может быть, кто-то также войдет, купит, и эта книга таким же образом, как когда-то на меня, повлияет и на этого человека.

Мы желаем Лидии Сычевой творческих успехов в нелегком писательском труде и в служении великому Русскому Слову.