​Любовь ИЛЛАРИОНОВА, бывший директор, а ныне учитель математики Скребловской средней общеобразовательной школы, Лужский район Ленинградской области:
Укрупнение - это не всегда плохо

Изменится ли что-то в сельской школе при подушевом финансировании? Проработав восемь лет директором сельской школы, отвечу: лучше явно не станет, ведь количество детей не увеличивается. К примеру, в нашей школе в прошлом году обучались 154 ребенка, в этом году - 148 детей. Подушевое финансирование приведет либо к укрупнению школы, либо к ее закрытию.
Возьмем «стоимость» одного ученика. Цифры за 2010 год таковы: ученик начальных классов «ведет» за собой 51562 рубля, ученик средних классов - 61561 рубль, ученик старших классов - 69127 рублей. Это деньги, из которых формируется фонд школы. В нормативах на этот год ученик начальной школы «стоит» 50946 рублей, среднего звена - 61385 рублей, а ученик старшей школы - 69403 рубля. Правда, данные нормативы обещают пересмотреть, но, если они останутся прежними, заметной разницы между годами нет. Причем эти нормативы существуют в моем понимании уже семь-восемь лет. А ведь жизнь стала дороже - инфляция, «коммуналка», увеличилась стоимость мебели, учебников, питания. Однако «стоимость» ученика практически не меняется. Непонятно, как эти нормативы рассчитываются, ведь в предложенную цифру заложено все - и «коммуналка», и приобретение мебели, и обеспечение учебным оборудованием. Конечно, прожить на эти цифры нереально. Возможно, поэтому в нынешнем году они и будут пересматриваться. Тем более новые образовательные стандарты требуют хорошего обеспечения школы. Если «стоимость» ученика пересмотрят в сторону увеличения, то выжить можно. К примеру, при нашей наполняемости (154 человека) нам хватило прожить год, но в этом году количество детей уменьшилось (148 человек) и соответственно уменьшился фонд, из которого формируются зарплаты. О развитии школы при таком финансировании речь, безусловно, не идет. Заложить в этот фонд развитие образовательного учреждения даже на минимальном уровне невозможно. Поддержать бы худо-бедно состояние школы, да более или менее отремонтировать классы, да чтобы хватило на зарплату. Пять лет мы не получаем премий и не знаем, что такое материальное стимулирование.
Поэтому к укрупнению сельских школ нельзя относиться однозначно отрицательно. Это способ выживания. Объединение количества учащихся двух школ дает возможность получить финансирование на то, чтобы выжить. Маленькой школе, где фонда не хватает, можно присоединиться к базовой школе и остаться при ней в качестве филиала. Мне, например, жаль, что мы так территориально расположены, что рядом нет школы, к которой могли бы присоединиться. Укрупнение нам бы помогло. Это позволяет сохранить школы в деревнях и поселках, особенно в развивающихся. У нас в районе есть три примера подобного укрупнения, ребят возят в базовую школу, но и маленькая существует в качестве филиала. Разовьется село, и школа снова станет заполненной.

Ольга НИКОНОВА, директор Крутецкой основной школы, Сосновский район Нижегородской области:
Математический подход не годится

В нашей области объявлен годовой мораторий на реорганизацию учебных заведений, но это не значит, что мы облегченно вздохнули. Все три года над нами будто меч висит, мы постоянно боимся, что придет распоряжение сверху и нам придется подчиняться. Хотя, уверена, родители детей, которых учим, будут выступать против. Мы, разумеется, тоже не хотим закрытия. У нас учатся 59 детей из четырех деревень: из нашей деревни, она называется Крутые, из Шишова, Рылькова и Сиухи. Деревни эти старинные, живописные, с удивительной историей, слава богу, что там еще живут люди и рожают детей. Раньше там были и основные, и начальные школы, потом их закрыли.
Непонятно, почему начальство не видит, что с закрытием школы деревни и села постепенно угасают. Школьный автобус, курсирующий между школой и отдаленной деревней, не сможет остановить этот процесс. Но вместо того чтобы деревню всячески поддерживать и прежде всего создавать условия для молодежи, готовой там жить и работать, наша власть торопится забить в ее гроб последний гвоздь. Детям нужно общение со сверстниками и учителями, нужна особая школьная аура. В наше время, когда мы росли, такая аура была. Школа была местом притяжения, мы знали, что нас здесь всегда ждут и рады нам в любое время, когда бы мы ни пришли. А что автобус? Он привозит ребенка к звонку, после звонка увозит, и все... Общения нет, совместных дел тоже, а ведь они развивают ребенка гораздо больше, чем уроки. Я хоть и математик, но не одобряю математического подхода в случае со школами. Кто сказал, что наши ученики хуже подготовлены к жизни или к получению дальнейшего образования? Все наоборот, говорю это не голословно: мы отслеживаем судьбу каждого нашего выпускника. Скажу без ложной скромности: все, кто идет в 10-й класс Сосновской средней школы, учатся там прекрасно, все до одного поступают в вузы и там тоже учатся хорошо. Выпускник Крутецкой школы - это особый знак качества. Мы гордимся своими детьми и не только не снижаем планку, но стараемся поддерживать репутацию школы на самом высоком уровне. И тем не менее мы боимся закрытия.
Наши опасения связаны только с тем, что школа расположена недалеко от райцентра, всего в 4 километрах.  А в Сосновском в школах недобор учащихся. Захочет кто-то оптимизировать систему образования - и будут закрывать сельские и наполнять школы райцентра. Конечно, надеемся на лучшее. В районном отделе образования нас поддерживают, Земское собрание и все жители тоже. В этом году мы сделали хороший ремонт. Наше здание хоть и старое, 1957 года, но нормам соответствует. К счастью, нам разрешили не выполнять новые требования СанПиНов для начальной школы, поскольку у нас нет технической возможности. Но это не значит, что у нас нет дополнительного образования. Педагоги ведут кружки. Хорошо развито спортивно-оздоровительное направление, у нас неплохой спортзал, учитель физкультуры ведет туристическую секцию, есть кружок «Зарничники», работают предметные кружки. Главное же - у нас неравнодушные учителя и прекрасные традиции. На мой взгляд, это значит гораздо больше, чем техника.

Татьяна КРАЮХИНА, директор Махневской общеобразовательной школы, Алапаевский район Свердловской области:
Здания-то есть - детей нет...

От административного центра Махнево до поселка Таежный 40 километров, и только по железной дороге - вокруг болота, не проехать на автобусе. В Таежной школе учатся 10 детей с первого по четвертый класс. В среднюю школу старшие ходят в село Карпунино в двух километрах, но это село относится к другому, Верхотурскому, району. Могли бы и младшие школьники посещать Карпунинскую школу, но в Таежном уж очень уютное помещение, хорошая учительница. Пару лет назад там было всего 4 ученика, сейчас их количество растет, педагог работает в полторы смены.
У нашей Махневской общеобразовательной школы вообще три филиала в ближайших селах. В 15 километрах расположена Хабарчихинская начальная школа, тоже 10 учеников. Там молодая, современно мыслящая учительница, недавно окончившая институт, владеющая компьютерными технологиями, достаточное количество техники. И главное, добротное каменное здание, ему не больше полутора десятков лет. Когда-то оно было рассчитано на обучение 150 человек, но осталось лишь два класса.
Если в крупных населенных пунктах проблема с нехваткой помещений, то в наших сельских школах ситуация прямо противоположная: есть здания - нет детей. История везде примерно одинаковая. Существовало «селообразующее» предприятие, жили люди, рождались дети, строились школы. Закрылись предприятия (в Хабарчихе - леспромхоз, в Таежном - совхоз), уменьшилось население, сократилось количество детей. А здания стоят! И пустуют.
Еще одна малокомплектная школа - Кишкинская, тоже в 15 километрах от Махнево. Раньше она была средней, потом преобразовалась в девятилетнюю, а с закрытием совхоза трансформировалась в начальную. Располагалась она в старом деревянном здании, а рядом пустовал интернат. Три года назад мы отремонтировали половину здания интерната, провели отопление, постелили полы, сделали современную входную группу... Сначала дети занимались на двух этажах, теперь из-за малого количества учеников спустились на первый и занимают два класса. Материальные условия там хорошие, есть стадион, столовая. И педагог добрый, грамотный!
Некоторые родители, желающие, чтобы их дети получали высококачественное образование, возят своих мальчиков и девочек в Махневскую среднюю школу, начиная с первого класса. Наше учебное заведение считается образцовым, мы получили грант от президента, вошли в реестр ведущих образовательных учреждений России. На капитальный ремонт школе было выделено около 10 миллионов рублей, он почти завершен, остались работы на улице, школа выглядит обновленной, красивой. В классах интернет-доски, у каждого педагога компьютер.
Но часть родителей убеждены, что их дети должны получить достойное образование у себя дома. Глава местной администрации считает, что это их право. В Махневском округе сохранены все малокомплектные школы, в то время как в ряде соседних они закрываются. Помню, как говорила моя мама: «Даже во время войны школы работали, на детей денег у государства хватало». Неужели сейчас мы живем хуже? Нет, конечно!