​«УГ» продолжает разговор о Международных олимпиадах. Начало читайте в №36 от 6 сентября.

- Назар Хангельдыевич, с какими результатами в этом году наша сборная приехала с Международной математической олимпиады?  Ожидали большего или осуществилось все, что запланировали?
- В этом году команда России завоевала две золотые и четыре серебряные медали, а в неофициальном командном зачете (по сумме баллов, набранных участниками) заняла четвертое место. Возможно, мы могли рассчитывать на лучший результат: в предыдущие пять лет команда неизменно финишировала в первой тройке. Но в этом году в условиях высокой сложности заданий и необычайной плотности результатов победителей  не всем участникам удалось полностью раскрыть свой потенциал. Надеемся, что вскоре удастся вернуться на более высокие позиции, хотя наши ребята и так выступают на очень хорошем уровне.
- Отличалась ли чем-то олимпиада этого года от предыдущей?
- В этот раз в списке задач, предложенных международному жюри для отбора в варианты, самыми красивыми оказались сложные задачи. Как следствие, варианты получились весьма непростыми. Для завоевания золотой медали достаточно было решить всего четыре задачи из шести. Одолеть все задачи удалось только одному участнику - школьнице из Германии. Такое случается очень редко. Обычно на математической олимпиаде бывает несколько школьников с высшими результатами.
- Кто были наши главные соперники на этой олимпиаде?
- На самом деле все ведущие страны готовят команды одинаково сильно, у всех отработанная система. И вопрос уже только в том, есть в сборных талантливые дети или нет. В неофициальном командном зачете мы, как правило, были вторыми после Китая. Вплотную за нами шли США и Южная Корея. В этом году американцы нас обошли, но команда США, стоит заметить, состоит тоже в основном из китайцев. Что касается Китая, то здесь все понятно: в стране, которая обладает таким огромным населением, естественно, больше и одаренных ребят. Они получают большую поддержку со стороны правительства, не могу сказать, только ли моральную. Интерес страны к выступлениям на всех соревнованиях международного уровня огромен. У американцев большое внимание участникам уделяется еще на национальном этапе. Их принимает и награждает сам президент. Не говоря уже о членах сборной. А Южная Корея готовит кандидатов в сборную в течение целого года. Все самые способные ребята обучаются в специализированных лицеях в Пуссане и Сеуле. В нашей стране все в основном держится на энтузиазме людей, которым интересно работать с детьми, которые счастливы видеть горящие детские глаза.
- Если проанализировать результаты сборной на Международной математической олимпиаде с 2007 года, когда мы показали миру даже абсолютного чемпиона, то, судя по количеству и достоинству наград, мы как-то сбавили темпы. Что произошло?
-  Вы знаете, вообще борьба на высоком уровне за золотые медали, а тем более за звание абсолютного чемпиона достаточно сложна. Здесь сильно влияние случайности, внешних обстоятельств. На самом же деле есть совершенно объективная причина нашей относительной неудачи в этом году - страна находится на дне глубочайшей демографической ямы. И получается, что чем меньше школьников, тем закономерно и меньше шанс выделить из их числа кого-то по-настоящему яркого и способного.
- Может быть, есть какие-то проблемы и в подготовке к международным соревнованиям?
- Раньше мы уступали школьникам из стран Юго-Восточной Азии за счет технических вещей. Что я под этим подразумеваю? В некоторых разделах математики, например в функциональных уравнениях, требуется не только придумать идею решения, но и провести достаточно длинную и сложную цепочку математических действий: вычислений, доказательств. Вот эту сторону мы и подтягивали в последние годы при подготовке команд к международным олимпиадам. С этим у нас сейчас все хорошо. Но, видимо, увлекшись борьбой за качество технической подготовки, мы перестали обращать внимание на то, что традиционно было присуще нам, - креативность, умение строить новые, нестандартные логические конструкции. Но, я думаю, мы внесем коррективы. Точно так же поступили и китайцы, когда в 2007 году проиграли нам. Они резко сменили стратегию, добавили комбинаторные задачи и потом стали показывать впечатляющие результаты.
- А как вообще вы готовите будущих участников Всероссийской и Международной олимпиад?
- Ребята раскрывают свой математический талант достаточно рано. А в России проводится большое количество различных мероприятий для одаренных школьников: летние и зимние профильные школы, турниры математических боев, олимпиада имени Л.Эйлера для учащихся восьмого класса. Помимо этого еще с советских времен в нашей стране создано немало сильных математических школ, куда приходят учиться многие способные, увлеченные математикой школьники. Можно сказать, что практически все лучшие юные математики России становятся нам известны уже в 5-8-м классе. Затем проходит Всероссийская олимпиада, и из числа победителей в 9 и 10-х классах мы выбираем около 35 ребят и приглашаем их на летние трехнедельные сборы. Основная цель этих сборов не только повысить уровень знаний, но и подтянуть всех участников примерно до одного уровня. А потом уже на зимних сборах, куда приглашаются 25 лучших участников летних, половину мы отбираем в команду кандидатов в сборную. Это необязательно ученики выпускного класса, очень часто участвуют ребята 9 и 10-го классов. Они выступают  на Всероссийской олимпиаде для11-х классов, и из числа победителей 6 человек попадают в сборную.
- Несомненно, чтобы подготовить самих школьников к выступлению на международном уровне, нужно готовить и их наставников. Что для этого делается в нашей стране?
- К сожалению, это очень непростой процесс. Только с помощью курсов повышения квалификации педагогов или чтения лекций добиться каких-либо результатов невозможно. Обычно учитель настолько загружен рутинным трудом, проверкой тетрадей и прочим, что на свободу творчества, которая как раз и нужна в работе с талантливыми детьми, времени просто не остается. Задача учителя в основном обучить всех учащихся стандартным алгоритмам. Например, все должны освоить квадратные уравнения. Математическая олимпиада требует знаний и навыков совсем иного уровня. В заданиях олимпиад неизвестен ход решения, каждый раз нужно делать научное открытие, придумывать метод решения задачи. Практически все олимпийцы подготавливаются на финальном этапе уже вузовскими преподавателями, хотя встречаются, конечно, и исключения. Учитель же должен открыть этого талантливого ребенка и привести его либо в университетский кружок, либо к каким-то преподавателям более высокого уровня.
- Где у нас в стране готовят математиков к международным олимпиадам?
- В первую очередь это Санкт-Петербург. Там создан отлаженный, хорошо работающий механизм, с помощью которого всех талантливых, способных ребят находят и помогают им достичь определенных высот в науке. Москва в последние годы стала одним из ведущих центров по подготовке олимпийцев. Также хорошо работают с детьми в Казани, Перми, Кирове, Челябинске, Ярославле, Московской области.  И все же Санкт-Петербург, Москва, Поволжский район и Урал - это ведущие центры подготовки к олимпиадам в области математики и физики. Конечно же, это не говорит о том, что только там появляются настоящие математические звездочки. Они вспыхивают то в Оренбурге, то в Ангарске, то в Магнитогорске, а потом уже их находят и занимаются с ними в крупных центрах.
- Как влияет работа с талантливыми в математике детьми на их общую успеваемость и другие достижения?
- Вообще раньше городские олимпиады по разным предметам проходили в один день, и, естественно, математика совпадала по срокам с другими предметами. Так что очень трудно было сделать какие-то выводы. Потом время предметных олимпиад по положению распределили на разные дни. И в итоге оказалось, что победителями городских олимпиад по всем предметам, начиная от географии, истории, физики и заканчивая русским языком, становились дети, успешно проявлявшие себя в математике. Ведь математика развивает способность к аналитической обработке знаний. Конкретное знание по предмету можно получить, прочитав какое-то количество томов специальной литературы, а чтобы обработать это знание, требуется уже математика. Математики успешны во всех олимпиадах, поскольку владеют инструментом управления своими знаниями.
- Каким образом складывается жизнь ребят после состязаний международного уровня?
- Существует несколько сценариев. Много современных молодых математиков уходят в бизнес. Кстати, основателями некоторых популярных социальных сетей в России являются именно математики-международники. С другой стороны, множество современных молодых ученых, которые получают сейчас престижные награды за свои открытия, тоже имеют за плечами опыт участия во Всероссийской и Международной олимпиадах. Однако в рамках научной деятельности очень многое зависит от правильности выбора научной проблемы, над решением которой этот молодой ученый работает, от ее востребованности.
- Назар Хангельдыевич, если участие в Международной олимпиаде не страхует ни от каких трудностей, не снимает хотя бы какую-то их часть, зачем дети вопреки всему стремятся дойти до такого высокого уровня? Что им это дает?
- Я думаю, причиной всему сам предмет. В математике есть одна очень привлекательная сторона - эстетика. Математика - красивая наука. Недаром в этой науке есть такой термин, как «красивая задача».  Это то же самое, что этюд у шахматистов. Такая последовательность точных ходов в игре, которая дает шанс элегантно прийти к победе или хотя бы найти ничью. Кроме того, каждый человек по своей природе любознателен, стремится творить, что-то открыть, чего-то достичь. Ведь даже доказательство теоремы - это тоже творчество. Материальные стимулы при этом уходят на пятый, десятый план. А детям, пока они еще не задумываются о таких материях, может быть, просто интересно заниматься математикой, пробовать свои силы на различном уровне сложности, брать каждый уровень как свою личную вершину.

Комментарии победителей и призеров 52-й Международной математической олимпиады


Дмитрий ЕГОРОВ, серебряный медалист 52-й Международной математической олимпиады:

- С сентября этого года моей alma mater стал Санкт-Петербургский государственный университет. Я поступил на математико-механический факультет. Думаю, трудно представить себе вуз и факультет, где мне было бы лучше учиться. Множество моих знакомых и друзей вышли из стен этого университета, и теперь это успешные и уверенные в своем научном и профессиональном будущем люди. В определенной степени я уже свое узкое научное направление выбрал - это кафедра чистой математики. А в дальнейшем будет распределение еще на более узкие специальности. Интерес к математике не просто как к школьному предмету у меня появился еще в пятом классе, когда я попал на олимпиаду одного математического кружка в Санкт-Петербурге. В школьные годы у меня возникло желание серьезно заниматься не только математикой, но и информатикой, поэтому мне удалось дойти до международного уровня соревнований сразу по этим двум дисциплинам. По информатике я тоже получил в этом году серебряную медаль.

Ольга БУРОВА, серебряный медалист 52-й Международной математической олимпиады:

- В этом году я поступила на механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Выбрала именно мехмат, потому что это самый известный факультет в нашей стране, где преподают дисциплины в рамках этого направления. Прежде всего за первый семестр мне хочется пополнить свою копилку уже не школьными знаниями, а университетскими и настоящими научными теориями. Потом уже можно будет выбрать какое-то одно, наиболее интересное направление научной деятельности. Мне очень нравится сама математика, да и в различных олимпиадах я участвовала еще с младших классов. Так что, постепенно повышая уровень своих знаний, удалось дойти и до Международной олимпиады. Было интересно попробовать свои силы, понять, что я могу. Мне показалось, что у нас в сборной, несмотря на то что нас вместе готовили к соревнованиям, был разный уровень знаний. Конечно, это естественно, мы ведь все из разных школ.