Конгресс свели к традиционным поздравлениям первых лиц министерств и федераций, а также банальному чтению докладов, которые и без того были в папках у каждого из депутатов. Попытки развернуть дискуссию на злободневные темы успехом не увенчались, ибо в планы организаторов это совершенно не входило. Да и зачем что-то обсуждать, ведь все предельно ясно и понятно: введение третьего урока физкультуры и присвоение этому предмету особого статуса - историческое достижение и главная победа сил разума над глупостью и косностью! А все остальное... Ну что тут говорить! Плохая материальная база? Да, плохая. Маленькая зарплата? Да, маленькая. Низкая квалификация педагогов? Да, низкая. Негде проводить дополнительные уроки? Да, негде. Ну и что? Все это когда-нибудь разрешится, главное, что мы на верном пути!
Самое интересное, что на местах кое-где уже нашли выход из положения, как при отсутствии залов, стадионов и тренажеров приобщить к спорту всех детей, по максимуму включая и освобожденных от физкультуры. И пока одни бегают с мячом, реализуя пресловутую двигательную активность на деле, другие сидят за монитором и гоняют виртуальный мяч, постигая правила игры в волейбол, футбол или теннис. Чем не спорт, пусть и компьютерный? А ведь есть же еще и шашки с шахматами, спортивный покер и прочие игры... В конце концов, можно же просто сделать реферат по физкультуре и получить заслуженную оценку за двигательную активность пальцев рук. Словом, голь на выдумку хитра, особенно когда с тебя требуют хоть каких-нибудь результатов, не совсем понимая, что можно, а что нельзя требовать с учителя физкультуры в такой ситуации. В самом деле, если раньше было ясно, как именно стоит оценивать труд педагога, то теперь критерии размыты до невозможного. Это вам не банальное «выполнил норматив - получи «пять»!» или «воспитал призера спартакиады - хороший учитель!», потому что приказано задействовать даже тех, кто никогда не выполнит никакие нормативы. А вот как - это уж вы думайте сами...
С высокой трибуны конгресса, фактически официально, была озвучена позиция Минобрнауки в этом (да и, боюсь, не только в этом) вопросе. «Главное - ввязаться в драку, а там посмотрим», - процитировал Наполеона директор Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Александр Паршиков.
Но ведь, как говорится, quod licet Jovi, non licet bovi (что позволено Юпитеру, не позволено быку), и если у Бонапарта за спиной было больше побед, чем у Ганнибала, Цезаря и Македонского, вместе взятых, то он имел полное право ввязываться в драку без предварительной подготовки к сражению. Чем в этом плане может похвастать наше Министерство образования и науки (а также Министерство спорта и туризма, кстати)?
Принципиально иной подход озвучил, разумеется, вовсе не чиновник, а обычный директор марийского лицея «Бауманский» Григорий Пейсахович. Он напомнил, что сначала нужно все тщательно продумать, понять, чего же на самом деле мы хотим, а уж потом планомерно решать поставленные задачи и идти к намеченной цели. Именно так было создано его учреждение, в котором на сегодняшний момент действуют школа искусств, лечебно-восстановительный центр, спортшкола и есть аж пять спортивных залов и бассейн.
Какая из двух позиций более интересна «низам», а какая «верхам», думаю, вы сами догадались. Ведь когда на первое место поставлена эффектность, а не эффективность, стоит действовать именно так, как сказал Паршиков. Решили что-то внедрить - тут же внедрили, отрапортовали, а дальше уже ваши проблемы, как вы будете разруливать ситуацию. А на предварительную подготовку и переподготовку кадров, создание новых методик, обновление матбазы школы, расширение старых или постройку новых спортзалов ДО введения третьего часа физкультуры требуется слишком много времени и средств, чтобы чиновники могли дожить до окончания процесса и дождаться почестей в свой адрес.
Остается удивляться, как еще никому не пришло в голову ввести обязательный ЕГЭ по физкультуре. Вот уж тогда точно дети были бы вынуждены стать здоровыми и подвижными!
Впрочем, зря я вам это сказал. Вдруг услышат и введут?..

Саранск

Мнения делегатов

Александр ВОРОНОВ, председатель Объединения учителей физической культуры России, Республика Карелия, Петрозаводск:
- Третий урок физкультуры - это уже огромная победа в масштабах всей страны. Сколько лет бились - и наконец победили. Конечно, в ряде регионов его вводят просто административным приказом, однако и это тоже заставляет руководство решать проблемы с кадрами, материальной базой, методиками, оснащением и пр. Но все-таки главное не количество уроков физкультуры, а их содержание, способность учителя привить любовь к спорту.

Дмитрий УСОВ, учитель физкультуры школы №149, Красноярск:
- Нового спортивного инвентаря в наших школах просто нет. Его приобретают только те директора, которые лично в этом заинтересованы. Но большинству это неинтересно, и они вкладывают средства совсем в другое - в информатизацию, в оформление холлов. Большинство моих коллег отказываются использовать пристенное гимнастическое оборудование по причине его слишком высокой травматичности. Я думаю, это неправильно, но это факт, и вызван он юридической незащищенностью учителя перед родителями. Мы все знаем, что на уроках физкультуры травматизм более вероятен, чем на уроках литературы или географии. Но винят во всем почему-то педагогов.

Ирина ШУВАЕВА, заведующая спортивно-массовым отделом Детского центра «Океан», Владивосток:
- Третий урок - дело хорошее, но только при условии, что он будет обеспечен всем необходимым - квалифицированными учителями, спортзалами, инвентарем, методиками, финансированием. Хотя материальное обеспечение вовсе не главная проблема. Ведь если дети не любят два урока, они тем более не будут любить и три урока. А если любят, то им и трех будет мало. Поэтому тут важно начать с учителя, чтобы помочь ему работать по-новому, сделать занятия физкультурой интересными и привлекательными для всех детей.

Николай КУЛЕШОВ, лицей №7, Саранск:
- Мне повезло, я пришел в лицей, когда в нем уже было три урока физкультуры в неделю, поэтому здесь был наработан опыт в данном направлении. И хочу сказать, что переход с 2 на 3 лишь поначалу кажется сложным, потом трудности постепенно исчезают, проблемы решаются, и плюсы становятся все более и более очевидны.

Николай ТРОШИН, учитель физкультуры лицея №40, Орел:
- Третий урок у нас введен с сентября этого года. Считаю, что он необходим, вопрос лишь в том, как правильно организовать занятия. В рамках существующей школы эффективно его провести очень сложно по причине нехватки залов, раздевалок, отсутствия душа и пр. Конечно, учителям физкультуры приходится несладко, нагрузка резко возросла. Введение дополнительного часа в нашей школе привело к образованию вакансий в размере четырех ставок и вынудило администрацию нашей школы привлечь еще двух специалистов. Хотя зарплаты не выросли.

Елена ГОЛОВКО, учитель физической культуры школы №11, Тимашевск, Краснодарский край:
- У нас в школе уже есть опыт реализации программы ежедневной физкультуры. А третий урок введен уже второй год. И несмотря на это, проблем выше крыши, учителям приходится очень сложно. Как сделать урок интересным? Представляю, каково людям в обычных школах.  Мне кажется, главная проблема связана с отсутствием четкого представления о том, насколько наши дети здоровы, причем каждый в отдельности. Для этого нужна массовая диспансеризация. Без знания стартовых условий невозможно оценить степень роста в том или ином направлении.