- Юрий Иванович, ситуацию в системе образования вы тесно увязываете с экономической составляющей?
- Через экономику, через увеличение внутреннего валового продукта региона можно поднимать социальную сферу, в том числе образование. Во имя чего мы работаем? Чтобы каждый наш выпускник был успешно социализирован, материально благополучен, имел реальные перспективы строительства жилья. Чтобы стабильный уровень жизни был ему обеспечен за счет полученных знаний и профессиональных умений.
Все взаимосвязано: экономика с образованием, образование с демографией, демография со здравоохранением. Сегодня в Свердловской области растет рождаемость. Значит, мы уже сейчас должны думать, куда придут эти дети, в какие детские сады и школы. Я вижу всю социальную сферу в единстве. Нельзя говорить об образовании, не учитывая условия жизни населения в целом.
- Вы были назначены министром образования с сохранением должности «заместитель председателя правительства Свердловской области». Речь идет о расширении обязанностей?
- Говорить о расширении сферы внимания необязательно. Наш регион нацелен на комплексный подход к решению любых задач. Мы работаем в системе. Я понимаю, что без межведомственного взаимодействия очень трудно «сдвигать» те или иные вопросы.
Посмотрим, к примеру, на процесс подготовки рабочих кадров. Раньше при каждом отраслевом предприятии существовали учебные заведения, которые выращивали специалистов конкретно для данной сферы промышленности. В период перестройки они не финансировались. Однако Свердловской области удалось сохранить сеть начального профессионального образования, взяв ее на свой баланс.
Что происходит сейчас? Программа социально-экономического развития региона до 2015 года предполагает увеличение объема производства в два раза. К этому времени трудовые ресурсы уменьшатся на 6%. Кто будет обеспечивать рост? На предприятиях идет мощное перевооружение, а в системе профобразования сохраняются устаревшие технологии. Системе образования данную проблему не решить обособленно.
Существует ряд предприятий, которые финансируют площадки для подготовки специалистов своих профилей. К примеру, действует соглашение между правительством Свердловской области и Первоуральским новотрубным заводом. Предприятие готовит на своей территории площадку-лабораторию, где студенты и учащиеся будут осуществлять практическую часть обучения на самых современных станках, выделяет на это 530 миллионов рублей. Со своей стороны Министерство образования финансирует Первоуральский металлургический колледж, оснащая учебные аудитории, создавая в общежитиях достойные условия для проживания студентов.
- Юрий Иванович, какая из многочисленных задач, стоящих перед образованием, на сегодня приоритетна?
- Реализация национальной государственной инициативы «Наша новая школа» по всем составляющим: работа с талантливыми детьми, самостоятельность учреждений, сохранение физического здоровья, федеральные стандарты образования... К 1 сентября мы подошли в полной готовности к работе по новым образовательным стандартам в начальной школе.
Для себя я определил государственный стандарт (и сотрудников ориентирую на это) как общественный договор между родителями и системой образования. То есть мы предлагаем потребителям услуг определенные содержательные и материальные условия, в которых будет осуществляться образовательная деятельность, и призываем принимать участие в реализации стандарта.
- В чем конкретно вы видите участие родителей?
- Например, в оснащении кабинетов. Многих родителей не устраивает школьный «прожиточный минимум»: парты, доска, мел - они могут «сформировать заказ» и помочь в его реализации. А также - и это, наверное, главное - в предложениях по содержанию образования.
- Но большинство мам и пап пассивны: сдали ребенка в школу и успокоились на этом.
- У меня другая информация. Вспомните, что происходило весной, когда шла запись в первый класс, как активно обсуждался проект стандартов старшей школы. Современные родители обеспокоены уровнем образования, который получат их сыновья и дочери, имеют собственный взгляд на то, чему и как учить детей. Поэтому нужен открытый диалог между всеми участниками процесса на языке, доступном родителям, которые в большинстве своем не профессионалы в педагогике.
- Я разговаривала со многими педагогами начальных классов: оказывается, и профессионалы не все понимают в новых стандартах.
- Сегодня все до единого педагоги, которым предстоит работать с первоклассниками, а также директора школ, завучи прошли курсовую подготовку по новым стандартам. Если вопросы остались, они будут решаться в процессе обучения.
С родителями, безусловно, необходимо активно взаимодействовать, это я считаю одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Школы имеют собственные сайты, на которых есть смысл завести странички для родителей, форумы для общения.
Если удастся наладить двусторонний диалог, мы сами будем получать от родителей дополнительную информацию о потребностях в образовательных услугах, сможем выстраивать четкую систему реализации федерального стандарта не только начальной школы, но и последующих ступеней, прогнозировать направления развития системы. Через сайт Министерства образования Свердловской области мы нацеливаем читателей не только на чтение, но и на обсуждение. В ближайших планах - организовать открытый диалог с министром, когда с вопросом к нему сможет обратиться любой, возможно, создать личный блог министра.
- Юрий Иванович, каковы, на ваш взгляд, самые острые, назревшие проблемы системы образования?
- Болевых точек много. Это нехватка мест в дошкольных учреждениях из-за прироста рождаемости. Предстоит выделение колоссальных средств на развитие сети детских садов (строительство, ремонт, реконструкцию) - 19 миллиардов рублей до 2014 года! До конца года должно быть создано 8,5 тысячи мест.
Это продолжающееся старение педагогических кадров. Ежегодно в школы области приходит порядка семисот молодых учителей, большинство закрепляются, и все же этого недостаточно.
До сих пор не снялась проблема малокомплектных школ, хотя и не стоит так остро, как несколько лет назад. В области в силу особенностей географии, где между поселками большие расстояния, остается около 120 учреждений с количеством детей меньше 50. Считаю, необходимо на федеральном уровне определить статус малокомплектной школы. Мы планируем самостоятельно внести некоторые изменения: увеличить средства на содержание 1 ребенка в таких школах, а также провести реструктуризацию путем создания базовых учреждений. Школы при этом сохранятся, сохранятся здания, ученики, учителя, а управленческая структура уменьшится.
Это изменение менталитета общества, его внутренняя ориентированность на то, что образование - забота всех, а не только учителей и директоров школ.
- Скажите, а вы чувствуете себя педагогом? Или уже только управленцем?
- Я всю жизнь отношу себя к учительскому сословию. Почему выбрал эту профессию? Мне нравился предмет «Физика». Нравилось пропадать в лаборатории, проводить эксперименты. Поступил в вуз - а там еще интереснее оказалось, физика же наука о природе, а природа вокруг нас - что может быть увлекательнее?! Моя трудовая деятельность, так получилось, сразу началась с руководства: был назначен директором школы. Но преподавать продолжал и когда работал заместителем главы администрации городского округа. Мне это было важно.
Когда я вижу, как у ребенка тяга к познанию переходит на уровень собственной инициативы, пробуждается интерес к исследовательской деятельности, к изобретательству, это доставляет мне самое большое удовлетворение, понимаешь, что ты старался не зря.
- Физика предполагает постановку и решение задач. Какие первейшие задачи вы ставите перед собой как министром?
- Без решения задач динамика невозможна. Первая задача, которую я ставлю перед собой и министерством, - эффективно использовать имеющиеся ресурсы, финансовые средства, выделенные в рамках модернизации общего образования. Следующая задача: грамотно выстроить отношения с родительской общественностью в рамках диалога. Третья задача касается системы профобразования: через заключение соглашений с производственными структурами максимально задействовать предприятия в процессе подготовки кадров.

Свердловская область