Участники проекта - восьми-девятиклассники - изучают основы профессии в учреждениях профессионального образования. Сначала они знакомятся со структурой, содержанием процессов, составляющих деятельность предприятия. Детально изучив работу предприятия, школьники разрабатывают коллективный исследовательский проект, направленный на совершенствование его деятельности.
В эксперимент включились самые смелые школы, те, которым всегда интересно новое. В 66-й мегашколе Пензы - там учатся 1200 учеников (кстати, здесь есть  кадетские классы, а мечтают еще о создании некоего института благородных девиц) - участвуют в проекте, потому что... любят хорошо поесть! Тут так вкусно готовят, что родители прибегают с кастрюльками и просят еду на вынос. Им отказывают: мол, нужно сначала всех детей накормить. А они: «Так готовьте побольше!» И сами приносят рецепты  любимых  блюд, чтобы здесь взяли их на вооружение. Поэтому почин проекта, который позволяет детей обучить готовить профессионально, в отраслевом ресурсном центре приняли на ура. Центр обосновался при Пензенском колледже пищевой промышленности и коммерции, где считают, что еда должна быть не только вкусной, полезной, но и красивой.
Но научиться готовить и оформлять блюда мало. Проект «Открытые двери в мир бизнеса», который реализуется в регионе поэтапно в течение 2010-2013 годов, учит разрабатывать бизнес-планы. Теперь для ребят рассчитать рентабельность борща в собственном кафе не проблема. А это уже признак того, что молодые люди подходят к вопросу системно, ведь начинать приходится с изучения ситуации на рынке. Школьники мечтают не только о карьере шеф-поваров или мастеров карвинга - искусства фигурной резки овощей и фруктов. Их интересуют разные ипостаси жизни. В той же 66-й благодаря совместным курсам с учреждениями профессионального образования осваивают профессию наладчика холодильного оборудования и познают таинство дизайна со старшими товарищами из персональной творческой мастерской под руководством Александра Бреусова.
Мониторинг социально-экономического состояния, возможностей и перспектив участия компаний-менторов в сетевом взаимодействии действительно становится палочкой-выручалочкой для того, чтобы определить, какие отрасли в регионе сегодня приоритетны в большей степени, чего не хватает для его процветания. Только после этого школьники садятся за стол писать свои программы, надеясь восполнить дефицит услуг. А взрослым остается договариваться... с теми, кто до сих пор этот сегмент рынка обслуживал: на сегодняшний день это вполне удается, соглашения о сотрудничестве с компаниями-менторами заключаются весьма интенсивно.
В соответствии с долгосрочной целевой программой «Комплексная модернизация системы профессионального образования Пензенской области на 2011-2015 годы» на внедрение проекта в бюджете Пензенской области на этот период предусмотрено 6,5 миллиона рублей!
В августе ребятам удалось попробовать свои силы в профильном лагере. Этим летом для участников проекта проводились занятия по организации предпринимательской деятельности, презентации бизнес-проектов, тренинги по работе в команде, деловые игры.
- Ребята благодаря такому знакомству с миром бизнеса приобрели компетенции и даже практические навыки, необходимые для предпринимательской деятельности, - отмечает директор 66-й школы Ирина Долгушева. - Их старания создать что-то свое развивают интеллектуальный, творческий потенциал, дают простор для личностной самореализации. Вот вам и реальная подготовка молодых людей для деятельности в инновационных сферах экономики, бизнеса, управления!
Легенда современного бизнеса Билл Гейтс говорит: «Жизнь не разделена на семестры, летних каникул в ней не существует, и очень мало работодателей заинтересовано в том, чтобы найти твое собственное «я». Тебе придется это делать в свое собственное время». Здорово, что это время предоставлено тем, кто решился связать свою жизнь с предпринимательством уже в столь юном возрасте!

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Пензенская область