- Галина Александровна, насколько, на ваш взгляд, необходима модернизация системы общего образования? В советские времена российское образование считалось одним их лучших в мире, а в последние годы мы все пытаемся что-то изменить, однако не всегда получается лучше...
- Вы правы в том, что в советские времена наша школа давала хорошие, качественные знания. Однако время не стоит на месте, и все перемены закономерны. Изменилась экономическая ситуация в стране и в мире. Поменялись сами дети - у них иные стремления и желания, нежели в 70-е годы. Устарели и школьные стандарты. Школы в их сегодняшнем состоянии не соответствуют современным требованиям, материально-техническое оснащение оставляет желать лучшего. Не хватает средств на достойное финансирование, каждый раз мы оказываемся перед дилеммой: либо сделать ремонт и закупить необходимое оборудование, либо поднять зарплату учителям.
Именно поэтому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 мая 2011 года №436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» Министерством образования и науки РХ разработан Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Хакасия в 2011 году. Данная программа прошла согласование в Минобрнауки России и утверждена постановлением правительства Республики Хакасия от 11 июля 2011 года №413.
Реализация программы будет идти на условиях софинансирования из федерального и республиканского бюджетов. Хакасия в 2011 году получит из федерального бюджета более 105 миллионов рублей. В свою очередь из республиканского бюджета будут выделены средства на повышение оплаты труда работников общеобразовательных учреждений. Также в рамках республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» планируется софинансирование еще ряда важнейших мероприятий принятой программы модернизации.
- Каковы главные задачи модернизации?
- Ключевая задача проекта - увеличение уровня среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений. Осуществляется она путем повышения норматива подушевого финансирования расходов на реализацию основных общеобразовательных программ. С 1 июня 2011 года нормативы повышены на 22%, а с 1 сентября - еще на 8%.
Вторая важнейшая задача, которую ставит перед нами государство в связи с введением в первых классах республики новых федеральных образовательных стандартов, - создание качественных условий обучения и развитие материально-технической базы школ: от приобретения современного учебно-лабораторного оборудования для начальной школы до повышения квалификации и переподготовки учителей и руководителей школ.
- Я правильно поняла, что первоклашки на уроках теперь должны будут не только учиться писать и читать, но и компьютером пользоваться?
- Начнем с того, что новые образовательные стандарты должны прежде всего научить ребенка мыслить и учиться самостоятельно. Неоценимую помощь в этом оказывает учебно-лабораторное оборудование для проведения самостоятельных экспериментов. Например, при изучении художественного творчества дети с помощью компьютера смогут освоить мультипликацию и цифровую фотографию, а на уроках музыки проявить свои способности в аранжировке музыкальных произведений. Согласитесь, такой урок будет не только интересным, но и полезным в практическом плане. И это далеко не все возможности современных информационно-коммуникационных технологий, которые могут стать подспорьем в изучении родного и иностранного языков, математики и так далее.
- Действительно интересно. Комплекты подобного оборудования получат все школы Хакасии?
- Оборудование будет закупаться централизованно и поэтапно. В семь школ Саяногорска, Абакана и Черногорска, где в прошлом учебном году проходила апробация новых стандартов, будет поставлен наиболее полный комплект оборудования. Ведь именно на базе этих учреждений откроются стажировочные площадки для педагогов республики, внедряющих новый ФГОС.
Кроме того, планируется приобрести комплекты учебного оборудования для 28 базовых школ во всех муниципальных образованиях Хакасии. Филиалы базовых школ смогут использовать приобретенное оборудование в образовательном процессе в рамках сетевого взаимодействия.
Отмечу, что Комплекс мер по модернизации образования, принятый в республике, предусматривает также решение вопросов энергосбережения в системе общего образования, приобретение школьных автобусов, пополнение фонда школьных библиотек, привлечение молодых специалистов в общеобразовательные учреждения, развитие системы дистанционного обучения школьников, повышения квалификации и переподготовки учителей и руководителей школ.
- Вы упомянули школьные библиотеки. Означает ли это, что дети смогут получать учебники бесплатно, из библиотеки? Для большинства родителей это очень животрепещущий вопрос.
- Поверьте, проблема обеспечения учащихся бесплатными комплектами учебников перед нами стоит очень остро. В рамках реализации программы модернизации образования и в целях пополнения школьных библиотек в 2011 году планируется приобрести примерно 6300 комплектов учебников для учащихся вторых классов на сумму более 20 миллионов рублей. Кроме того, в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» будут централизованно приобретены учебники для республиканских государственных общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на сумму 2,683 миллиона рублей.
Конечно, это лишь первый шаг к решению проблемы. В целях совершенствования процесса обеспечения учебниками обучающихся муниципальных школ, на наш взгляд, необходимо в каждой школе создать обменный фонд учебников, который позволит родителям снизить затраты на их приобретение.
- Галина Александровна, расскажите немного о дистанционном обучении школьников, ведь это совершенно новое направление. Каким образом оно будет реализовываться на практике?
- Вы знаете, что в маленьких сельских школах зачастую не хватает педагогов, да и материально-техническая база оставляет желать лучшего. Один учитель может преподавать несколько смежных предметов. Понятно, что говорить о качественном образовании в данной ситуации не приходится. Выходом может стать дистанционное обучение, когда ребенок, не выезжая из своего села, напрямую общается с педагогами базовой школы района.
- А качество обучения от этого не пострадает? Все-таки компьютерные технологии не заменят живое общение с педагогом. Да и как контролировать на расстоянии, что ребенок усвоил, а что нет?
- Опыт других регионов показывает, что качество дистанционного обучения не уступает качеству образования, полученному у хорошего педагога. Дистанционные системы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Выполненное задание можно отсканировать и послать педагогу по электронной почте или привезти на проверку в базовую школу. Кроме того, проверке знаний помогают виртуальные тесты в онлайн-режиме. Тем более что мы все-таки говорим о дополнительных дистанционных занятиях, которые не заменяют основные уроки, а дополняют их. В этом учебном году дистанционно смогут обучаться только старшеклассники - учащиеся 10-11-х классов, которые таким образом получат возможность лучше подготовиться к ЕГЭ или пройти обучение по интересующему их профилю. В любом случае в этом возрасте ребята уже психологически готовы к такой форме обучения и сами заинтересованы в получении качественного образования.
В текущем году участвовать в этом проекте изъявили желание 12 базовых общеобразовательных школ разных районов республики. Чтобы запустить проект, необходимо подготовить кадры, приобрести оборудование, обеспечить доступ в Интернет, закупить качественный образовательный ресурс в Сети (контент). Эти мероприятия наше министерство будет осуществлять совместно с органами местного самоуправления.
К примеру, мы приобретаем информационный образовательный ресурс, включая специализированные учебные материалы для старшеклассников, сетевые учебные курсы, проводим обучение педагогов. На эти цели из федеральной субсидии планируется выделить пять миллионов рублей. В свою очередь органы местного самоуправления и образовательные учреждения должны подготовить материально-техническую базу школ, в том числе улучшить пропускную способность каналов доступа в Интернет, а также выделить помещения для проведения занятий в дистанционной форме.
- Как вы считаете, грядущие позитивные изменения в образовании помогут привлечь в школу молодых специалистов?
- Очень на это надеюсь, ведь в лучшую сторону меняются и условия труда, и заработная плата. С целью привлечения молодых специалистов в 2011 году мы продолжаем строительство и приобретение жилья в сельской местности в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы». В республиканском бюджете заложено 30 миллионов рублей на строительство или приобретение 21 дома (31 квартиры) в Алтайском, Аскизском, Боградском, Бейском, Орджоникидзевском, Таштыпском, Усть-Абаканском и Ширинском районах.
Кроме того, будут построены четыре учительских дома (учебный блок с квартирой для учителя) в Аскизском, Бейском, Алтайском и Таштыпском районах.
Стоит отметить, что в последние годы в республике принимаются системные меры по укреплению здоровья школьников. Это совершенствование организации питания, медицинского обслуживания, физического развития школьников. Продолжается работа в данном направлении и в этом году. Так, часть средств федеральной субсидии, направляемой на модернизацию системы общего образования, пойдет на приобретение медицинского и спортивного оборудования для школ республики. Планируется оборудовать медицинские кабинеты 20 общеобразовательных школ и приобрести комплекты нового спортинвентаря для 10 школ республики. В комплект оборудования входят принадлежности для занятий легкой атлетикой, гимнастикой, игровыми видами спорта (бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол), тренажеры для общефизической подготовки, лыжи, коньки, гантели, мячи.
- Словом, планов громадье...
- Чтобы все эти планы стали реальностью, необходимо тесное взаимодействие органов государственной власти Республики Хакасия и муниципалитетов. Министерством образования и науки РХ подготовлен проект Соглашения о взаимодействии с органами местного самоуправления городов и районов по осуществлению мероприятий, направленных на модернизацию общего образования. Надеемся, что сотрудничество станет залогом совместной конструктивной работы по эффективной реализации программы модернизации.