То есть люди читают-то немало... Изменилось то, каким образом они это делают, как они читают. Изменился стиль чтения.

Его еще называют ленивым. И есть определение lazy reader, ленивый читатель.

Кто он такой? Это может быть ребенок из вполне образованной семьи, довольно много читающий и даже читающий с удовольствием. Но одна важная особенность. Читает он хорошо, но как бы не слишком внимательно. Не достигая той степени вовлечения и концентрации, которая необходима для понимания.

Lazy reader - это, если прибегнуть к сравнению, не впитывающая губка, а клеенка, по которой все скользит.

Считается, что ленивый читатель - это феномен телевизионной эры и ее прямое последствие.

Дело в том, что «телезрительство», такова его природа, не требует особой концентрации внимания и необходимости его удерживать. Посмотрите на ребенка, который завороженно, как на огонь, смотрит в телевизор... Рот полуоткрыт, взгляд остекленел. Согласитесь, когда он занимается арифметикой, выражение лица у него несколько другое.

Проблема в том, что способность концентрировать внимание - это умение, которое нуждается в постоянной практике. Его нужно все время развивать. С малышом, который просиживает долгими часами перед телевизором, этого как раз и не происходит. В мир чтения он приходит более нетерпеливым, более поверхностным. Ему не по силам совершать усилие, которое можно было бы охарактеризовать выражением «заострить внимание».

Читать он научится, конечно. Но, по всей видимости, именно он и пополнит ряды так называемых ленивых читателей.

Собственно, этот самый lazy reader, очевидно, и есть главная причина нынешнего беспрецедентного успеха массовой литературы. Ведь у ленивого читателя в силу его невеликой способности концентрировать внимание налицо потребность в облегченном тексте, в тексте максимально упрощенном. То самое скольжение по верхам и нежелание концентрироваться - «сильно напрягаться».

Конечно, какая-то часть поклонников легкого чтения выбирает его просто потому, что как раз и не желает напрягаться, хочет расслабиться. Велико, однако, подозрение, что другая часть этой аудитории уже и не вполне способна совершать тот умственный и душевный труд, который предполагает не ленивое чтение.

Ведь маленькие дети, стиль чтения которых сформировался под влиянием их богатого телезрительского опыта, наконец становятся взрослыми и приходят в книжный магазин. И маркетинг, разумеется, выявил эту категорию покупателей книг. В самом-то деле, попробовали издать одно, попробовали другое - оказалось самый большой успех приходится на долю книг, читать которые можно «не слишком напрягаясь». Нет, никаких злых козней. Никто никого не хочет «оболванивать». Есть бизнес, который реагирует на спрос. Как говорится, ничего личного, просто работа.

Конечно, телевизор - это очень удобная нянька... Именно к нему мы, родители, отвоевывая время для личной жизни, и отсылаем малыша. «Не мешай, видишь, взрослые разговаривают! Иди лучше посмотри передачу». «Дай мне приготовить обед, иди, сядь, посмотри мультики». «Дай поспать хоть в воскресенье, иди лучше включи телевизор».

И наши маленькие «иди и смотри», от которых мы отделываемся с помощью этой «палочки-выручалочки», включают, смотрят, сидят... Иногда часами. Но только все это не лучше, а вовсе даже ничего хорошего. Телевизионный опыт отнюдь не должен доминировать в жизни маленького ребенка. Ведь ленивый стиль чтения и неспособность концентрировать внимание далеко не единственные последствия общения с удобной «нянькой», под присмотром которой мы оставляем малыша.