Вносится депутатами Государственной Думы
Коганом Ю.В.,  Напсо Ю.А., Тепляковым Е.Н.

Проект

Федеральный закон
 
О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования
 
Настоящий Федеральный закон устанавливает меры государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, включая выпускников негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
1. Законодательство Российской Федерации о мерах государственной поддержки выпускников  государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, включая выпускников негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию (далее также - выпускников высших и средних учебных заведений), основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры в области поддержки выпускников высших и  средних учебных заведений, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий и других условий их материального обеспечения.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) меры государственной поддержки выпускников высших и средних учебных заведений - меры, обеспечивающие трудоустройство выпускников высших и  средних учебных заведений на российских предприятиях, учреждениях или в организациях независимо от формы собственности (далее -  предприятиях), размещаемых на территории Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;
2) студенческий капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, для реализации мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом,  распространяемых на выпускников, окончивших  высшие и средние учебные заведения, после вступления в силу настоящего Федерального закона;
3) государственный сертификат на студенческий капитал - документ строгой отчетности, содержащий данные о его владельце, присвоенной квалификации и получении диплома, подтверждающий право на меры государственной поддержки, выдаваемый выпускнику государственного и муниципального учреждения высшего профессионального образования или выпускнику государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования,  в порядке, установленном статьей 5 настоящего Федерального закона.   
    
Статья 3. Право на  меры государственной  поддержки  
Право на меры государственной поддержки и получение сертификата, установленные настоящим Федеральным законом, имеют выпускники  высших  и средних учебных заведений, завершившие учебу и  получившие диплом установленного образца об окончании учебного заведения.
    
Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на меры государственной поддержки
В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на меры государственной поддержки, и реализации права в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, осуществляется ведение федерального регистра лиц (далее - регистр).
2. Регистр должен содержать следующую информацию о лице, имеющем право на меры государственной поддержки:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
3) дату рождения;
4) пол;
5) адрес места жительства;
6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
7) дату включения в регистр;
8) сведения о студенческом капитале (размере студенческого капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
9) сведения о прекращении права на меры государственной поддержки.
3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
4. Ведение регистра осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, в котором находится государственное или муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования или государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляются в органе государственной власти субъекта  Российской Федерации в сфере образования.

Статья 5. Государственный сертификат на студенческий капитал и порядок его выдачи
1. Лица, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования за получением государственного сертификата на студенческий капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на  меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления с необходимыми документами (их копиями, верность которых должна быть засвидетельствована в установленном законом порядке).
2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата орган государственной власти, указанный в пункте 3 настоящей статьи, вправе проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запросить дополнительные сведения в соответствующем учебном заведении, а также иные сведения, необходимые для оформления и выдачи сертификата.
Указанные запросы подлежат рассмотрению учебным заведением, в котором обучался выпускник высшего или среднего учебного заведения, в месячный срок с даты их поступления.
5. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования не позднее чем через десять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.
6. Основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на  меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

Статья 6. Размер студенческого капитала
1. Студенческий капитал устанавливается в зависимости от результатов  завершения государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования либо государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования в следующих размерах:
    при получении квалификации (степени) «специалист» после окончании государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования -  в размере 40 000 рублей;
    при получении квалификации (степени) «бакалавр» со средней оценкой в приложении к диплому от 4,0 до 4,25 балла   - в размере 50 000 рублей;
    при получении квалификации (степени) «бакалавр» со средней оценкой в приложении к диплому от 4,25 до 4,5   балла - в размере 70 000 рублей;
    при получении квалификации (степени) «бакалавр» со средней оценкой в приложении к диплому от 4,5 до 5,0 балла  - в размере 80 000 рублей;
    при получении квалификации (степени) «бакалавр» окончившими учебное заведение с отличием - в размере 100 000 рублей;
    при получении квалификации (степени) «магистр»  - в размере 120 000 рублей.
2. Размер студенческого капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств студенческого капитала.
3. Размер студенческого капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования информирует лиц, получивших сертификат, о размере студенческого капитала либо в случае распоряжения частью студенческого капитала  - о размере его оставшейся части.
5. Размер студенческого капитала решением Правительства Российской Федерации может быть увеличен отдельным выпускникам высших и средних учебных заведений в  зависимости от их: трудоустройства в сельской местности; отдельных специальностей; результатов  научной работы; спортивных достижений.

Статья 7. Распоряжение средствами студенческого капитала
1. Распоряжение средствами (частью средств) студенческого капитала осуществляется выпускником, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, получившим сертификат, путем подачи в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования заявления о распоряжении средствами студенческого капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указываются направление использования студенческого капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом и предприятие, на котором трудоустроился выпускник высшего или среднего учебного заведения.
2. Выпускник, получивший сертификат, может распоряжаться средствами студенческого капитала в полном объеме либо по частям в случае его трудоустройства на российском предприятии, размещенном на территории Российской Федерации, после двухлетнего стажа работы на данном предприятии.
3. Распоряжение средствами студенческого капитала может осуществляться лицом, указанным в пункте 2 настоящей статьи,  получившим сертификат, по одному или нескольким выбранным им направлениям:
    уплата (перечисление) страховых взносов предприятием за выпускника высшего или среднего учебного заведения в Пенсионный фонд Российской Федерации или уплату страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд на основании заключенного договора о негосударственном пенсионном обеспечении;
    уплата (перечисление) страховых взносов предприятием за выпускника высшего или среднего учебного заведения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования или платежей в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
    уплата (перечисление) страховых взносов предприятием за выпускника высшего или среднего учебного заведения в  Федеральный  фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в с связи с материнством;
    формирование накопительной части трудовой пенсии.
4. Выпускник высшего или среднего учебного заведения при устройстве на работу на предприятие подает заявление вместе с копией сертификата, указывая размер и выбранное направление уплаты (перечислений) предприятием в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего федерального закона и пунктом 3 настоящей статьи, которое затем предприятием направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
5. Правила подачи заявления о распоряжении средством студенческого капитала, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами студенческого капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении студенческим капиталом
1. Оформленное решение предприятия с заявлением выпускника высшего или среднего учебного заведения подлежит рассмотрению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в месячный срок с даты приема документов (их копиями, верность которых должна быть засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении студенческим капиталом.
2. В удовлетворении заявления о распоряжении студенческим капиталом может быть отказано в случае:
1) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
2) указания в заявлении о распоряжении использования средств (части средств) студенческого капитала, не предусмотренного пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
3) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств студенческого капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении.
3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.
4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования было принято такое решение.
5. Уведомление заявителей производится органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.
6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в установленном порядке в суд.
7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования обеспечивает перевод средств студенческого  капитала на предприятие, на котором трудоустроился выпускник высшего или среднего учебного заведения,  в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Перевод средств студенческого капитала из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации
1. Средства  студенческого капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации по заявке органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в зависимости от количества и результатов выпускников, окончивших государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и выданных выпускникам сертификатов.
2. Порядок перевода средств студенческого капитала из федерального бюджета в бюджет субъектов Российской Федерации, предусматривающий периодичность, сроки перевода и объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Средства студенческого капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета субъекта Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона для дальнейшего перечисления их в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего федерального закона.
4. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение студенческим капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Статья 10. Учет средств студенческого капитала в бюджете субъекта Российской Федерации
При исполнении бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и перечислением средств студенческого капитала, ведется органом государственной власти субъекта Российской Федерации по финансовым вопросам на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
    
Статья 11. Заключительные положения
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев  со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования»

В процессе реформ, проводимых в сфере образования в течение последних лет, наблюдается тенденция к внедрению в российскую практику новых социальных технологий, присущих западной системе образования.
В стране много лет стоит вопрос о взаимодействии высших и средних учебных заведений с потенциальными российскими работодателями, размещаемыми на территории Российской Федерации (предприятиями, учреждениями и организациями) (далее - предприятиями) различной формы собственности.
Современная черта образовательного процесса многих развитых государств - установить связь высших и средних учебных заведений с производством, что позволяет принять выпускников на работу после завершения обучения.
Характеристики наиболее перспективных студентов заносятся в национальные банки данных, к которым имеют доступ все работодатели.
Уровень безработицы среди выпускников высших и средних учебных заведений значительно превышает уровень безработицы среди взрослого населения. Получило широкое распространение трудоустройство молодежи на рабочие места, не требующие полученных ими профессиональных знаний, что указывает на существование проблемы недостаточной координации между системой обучения и рынком труда.
Как показывает статистика, в настоящее время более половины предприятий укомплектованы квалифицированными рабочими и служащими со средним возрастом 40-60 лет. Практически в ряде регионов потеряна связь между предприятиями и высшими и средними учебными заведениями, которые отказывают в приеме на работу выпускникам, которые не обладают высоким профессионализмом, и брать на работу выпускников  высших и средних учебных заведений не выгодно, так как необходимо дальнейшее их переобучение на конкретных рабочих местах.
Характерна такая ситуация и для Китая, где в 2009 году при 6,1 миллиона человек выпускников только 8% выпускников вузов трудоустроились. Но так как в Китае налажен строгий учет выпускников и их трудоустройства, соответствующие службы и органы Китая приняли срочные меры. Одной из мер государство решило вместо выпускников выплатить задолженность по кредитам, взятым ими для получения образования при условии, что выпускник начнет работать с низкооплачиваемых профессий, а выпускникам, которые после окончания вуза  пойдут в армию, предоставить определенные льготы (уплату налогов предприятия за выпускника) при работе на предприятии по специальности.
В ряде государств практикуются методы прямого финансирования предприятий, в том числе и предоставление льготных кредитов, при приеме на работу выпускников высших и средних учебных заведений, а также частичное снятие налогообложения со средств, получаемых выпускниками, а также  скидки на отчисления от прибыли предприятий, сокращение или освобождение от отчислений за выпускников на социальное обеспечение  и другие методы поощрения за трудоустройство выпускников (США, Великобритания, Германия, Швеция, Дания, Шотландия, Нидерланды, Япония, Италия и др.).
Настоящий проект федерального закона подготовлен с целью решить острейшую проблему трудоустройства выпускников высших и средних учебных заведений и с этой целью предусмотреть ими получение сертификата в органах государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с указанной суммой средств, которыми выпускник может распоряжаться (максимальная допустимая сумма средств 120 000 рублей при получении им квалификации при выпуске «магистр»). При получении квалификации по окончании среднего профессионального учебного заведения сумму средств, указываемую в сертификате,  предлагается установить в размере 40 000 рублей. При получении выпускником квалификации по окончании высшего учебного заведения «бакалавр» сумма средств будет колебаться в зависимости от успеваемости выпускника, указанного в приложении к диплому (от 50 000 до 100 000 рублей).
Получение сертификата позволит выпускникам распоряжаться средствами, указанными в сертификате, по заявлению, подаваемому в орган государственной власти  субъекта Российской Федерации в сфере образования и перечисления средств этим органом предприятию, где трудоустроился выпускник, по истечении 2-летнего периода работы выпускника на предприятии.
Предприятие на основании сертификата и перечисленных в соответствии с ним средств сможет уплачивать (перечислять) за работающего выпускника средства по его выбору в различные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования или в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Федеральный фонд социального страхования на обязательное социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством или на формирование накопительной части трудовой пенсии), что позволит предприятию сэкономить  часть средств, необходимых для обязательной уплаты (перечисления) предприятием.
При устройстве на предприятие одновременно с заявлением на трудоустройство выпускник предъявляет сертификат с указанной суммой студенческого капитала и с указываемым выпускником одним или несколькими направлениями уплаты (перечислений) предприятием за работающего выпускника.
Таким образом, предприятие после 2-летнего стажа работы выпускника сможет за счет средств студенческого капитала уплачивать (перечислять) за счет сертификата в различные фонды, экономя за счет выпускников размер обязательной уплаты (перечислений) предприятием.
Целями законопроекта являются:
    повышение шансов молодых специалистов найти перспективную работу;
    стимулирование студентов  к лучшей успеваемости, так как от средней успеваемости выпускников, указываемом в приложении к диплому, зависит размер средств в сертификате;
    предоставление государству в соответствии с пунктом 5 статьи 6 предлагаемого законопроекта стимулирования студентов к активному участию в научной (написание статей, публикаций в сборниках, побед в научных конкурсах и т.д.), спортивной жизни (выступлений в спортивных соревнованиях в ВУЗе, регионе и стране, наличие спортивных разрядов) или  трудоустройству в сельской местности;
    снижение миграционного потока молодежи в различные регионы России в поисках работы;
    обеспечение социальной защищенности молодежи и решения вопросов демографической политики.
Законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые зависят от количества выпускников. По статистике ежегодно завершают в государственных и муниципальных учебных заведениях, а также в негосударственных высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, около 700 000 человек, из которых около 500 000 выпускников высших учебных заведений и около 200 000 выпускников средне-профессиональных учебных заведений.
Количество выпускников, которые не получат сертификат из-за низкой успеваемости и низкой общественной деятельности, может составить около 150 000 человек.
При принятии федерального закона и вступлении его в силу сертификаты могут получить выпускники, окончившие учебные заведения в 2014 году.
Реальные выплаты по сертификатам могут начаться в 2016 году, на что сумма  средств  федерального  бюджета в 2017 году может составить около 35 - 40  миллиардов рублей.
В законопроекте учтены замечания, указанные в заключении Правительства   Российской   Федерации от 11 апреля 201 года исх. № 1563п - П8.