Трудовые отношения

- В соответствии со ст. 53 Закона РФ «Об образовании» особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 331 Трудового кодекса РФ регламентирует право на занятие педагогической деятельностью.
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Пунктом 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) установлено, что порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н (далее - Квалификационные характеристики).
Требования к квалификации руководителя (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения - высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Требования к квалификации заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения - высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Что касается особенностей для сельских школ, то, как правило, указанные требования распространяются и на них. Однако в порядке исключения лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (основание: пункт 9 Общих положений Квалификационных характеристик).
Таким образом, в случае несоответствия претендента на руководящую должность Квалификационным характеристикам, но при условии достаточного практического опыта претендента и отсутствии других претендентов на должность, отвечающих требованиям ТКХ, орган управления образованием может назначить на руководящую должность такого претендента с определенным рядом условий. Директор в свою очередь в подобной ситуации управомочен принимать решения в отношении претендентов на должность заместителя директора.

Пенсия

- Включаются ли в стаж для досрочной педагогической пенсии периоды сессий в педагогическом вузе (заочная форма обучения)?

- Статья 173 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516), определяет, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, учитываются лишь те дополнительные отпуска, которые присоединяются к ежегодным оплачиваемым отпускам.
Пенсионные органы ссылаются на то, что в эти периоды времени педагогические работники не выполняют норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, а по возвращении не отрабатывают эту норму в другой отрезок времени.
До принятия вышеназванных Правил законодательство не предусматривало никаких ограничений по включению периодов нахождения в учебных отпусках в стаж для досрочного назначения пенсии.
Если учебные отпуска предоставлялись до вступления в силу нового законодательства, то отказ пенсионных органов можно попытаться оспорить в судебном порядке, ссылаясь на следующие доводы, предлагаемые Профсоюзом работников образования и науки РФ.
В рекомендациях международной организации труда от 24.06.1974 г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений (п.21).
Кроме того, если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то периоды учебных отпусков должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на эти периоды в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно, уплачиваются страховые взносы в ПФР.
Суды, в которые обращаются работники за защитой своих прав, анализируя законодательство в сфере пенсионных прав граждан, действовавшее как на период рассмотрения дел, так и на период возникновения спорных правоотношений, требования работников о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов нахождения в учебных отпусках считают обоснованными, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение указанных периодов в льготный стаж, в связи с чем в силу ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п.

- Работаю педагогом-психологом в школе. Имею и учебную нагрузку 9 часов в неделю как учитель. Будет ли такая работа засчитываться в стаж для досрочной педагогической пенсии?

- Согласно п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и в учреждениях социального обслуживания.
Объем учебной нагрузки по должности учителя, засчитываемый в стаж для досрочной педагогической пенсии, должен составлять минимум 18 часов в неделю - норму педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы (суммарно по основному и другим местам работы).

Образовательный процесс

- Какие обязанности возлагаются на психолого-медико-педагогические комиссии?

- Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2009 г. №95 утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. В соответствии с п. 7 Положения основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

- Администрация школы утверждает, что учитель сам обязан готовить методическую документацию по своему предмету. Так ли это?

- Статьей 15 Закона РФ «Об образовании» установлены общие требования к организации образовательного процесса. В ней, в частности, установлено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196), далее - Положение, также установлены лишь общие требования к образовательному процессу и подготовке методических материалов. Пункт 36 Положения предусматривает, что содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и уставом общеобразовательного учреждения (п. 40 Положения).
Таким образом, законодательством четко не установлено, кто конкретно из участников образовательного процесса должен разрабатывать программы и методические рекомендации. В вашем случае следует подробно ознакомиться с уставом школы, вашей должностной инструкцией и другими локальными документами.
В случае если данными документами не установлены требования к составлению вами программ по учебным дисциплинам и методических рекомендаций, советуем обратиться в территориальные органы управления образованием за разъяснением ситуации.