Вопрос объединения обсуждался уже давно. Например, появилась идея присоединить Мичуринский педагогический к Тамбовскому госуниверситету имени Державина - крупнейшему вузу области, в котором сегодня обучаются около 15 тысяч студентов. По словам ректора МГПИ Владимира Яценко, грядущие перемены были ожидаемы, и как ни старались сотрудники пединститута и сам ректор отстоять независимость вуза, увы, время такое - все укрупняются, а в МГПИ очников и заочников общим числом - примерно три тысячи студентов (в МичГАУ - пять тысяч). Поэтому оставалось надеяться, что удастся сохранить хотя бы профиль вуза (или филиала, или факультета?). Чем именно станет МГПИ, не было ясно ни тогда, до объединения, ни теперь, когда головным вузом определен сельскохозяйственный вместо классического, а учредителем - Минсельхоз вместо Минобрнауки. Все только сильнее запуталось.  
Тем не менее решение принималось на самом высоком уровне.
26 июля Президент России Дмитрий Медведев приезжал в Тамбовскую область и провел в городе Мичуринске рабочее совещание, предварительно побывав в Мичуринском агроуниверситете. В итоге премьер-министр Владимир Путин подписал соответствующее распоряжение о реорганизации МичГАУ, и 3 августа к аграрному вузу, находящемуся в ведении Министерства сельского хозяйства, были присоединены Мичуринский аграрный колледж, колледж пищевой промышленности и... Мичуринский педагогический институт. Победила идея создания в Мичуринске наукограда, уже поддержанная президентом и премьером, интеллектуальной основой которого должен стать федеральный университет (на базе аграрного). С просьбой о создании федерального университета к президенту обратился губернатор Тамбовской области Олег Бетин. Президент дал поручение министру образования и науки Андрею Фурсенко и своему помощнику Аркадию Дворковичу проработать вопрос создания такого вуза.
Теперь, выходит, создали.
В идее совмещения сельского хозяйства и педагогики тамбовский губернатор Олег Бетин ничего плохого не усматривает. Тем более что отечественной истории подобный опыт уже известен. Мы поинтересовались историческими фактами - оказалось, да, в самом деле агропедагогический институт в Тамбове в свое время уже существовал. Учрежденный декретом Совнаркома в июле 1930 года, этот вуз имел четыре отделения - агрономическое, физико-техническое, химико-биологическое и общественно-литературное. Правда, организовывались они для подготовки учителей школ колхозной молодежи и сельских девятилеток, а впоследствии преобразовывались в педагогические институты. Вот и тамбовский «агропед» (любимая народом аббревиатура) сначала получил статус государственного педагогического института, а позже вырос до классического университета имени Державина. Отличная биография и великолепный профессиональный рост!
Только ведь за окном не 30-е годы прошлого столетия и школ колхозной молодежи нет, да что там - колхозов и тех нет. Не для кого готовить учителей аграрно-педагогическим способом. И самое главное - непонятно, какой резон Минсельхозу заниматься подготовкой школьных педагогов?
- Ничего страшного в этом объединении нет, - попытался развеять мои сомнения Вадим Бабушкин, доктор сельскохозяйственных наук, проректор Мичуринского аграрного университета. - Как обучал педагогический институт по своим профилирующим специальностям, так и будет обучать. Мы сейчас ломаем голову над тем, как его улучшить, например, добавить еще несколько направлений подготовки. Одно в этом году точно планируется, пока не хочу говорить, какое именно, но совершенствование в подготовке педагогических кадров будет обязательно.
- А в каком статусе педвуз будет входить в состав агроуниверситета? Как институт или филиал?
- В составе нашего университета уже есть четыре института плюс педагогический - ничего страшного. Конечно, вопрос реорганизации будет, но реорганизация будет касаться не только педагогического института, а всего университета. Что-то есть у них более сильное в научной и учебной деятельности, в основном это общественные дисциплины, что-то есть у нас, что-то в техникумах - к нам же еще два техникума присоединили, - все постараемся использовать.  
- Как Минсельхоз воспринял объединение?
- Министерству дано задание в течение шести месяцев провести эту реорганизацию.
- Вадим Анатольевич, считаете, им интересно финансировать подготовку педагогов?
- Почему нет? Мы, например, уже на протяжении 11 лет выпускаем гуманитариев. Причем таких специалистов, какие в конкурсах российского уровня занимают ведущие места. Я говорю о специальности «реклама и связи с общественностью». Еще пример - наши будущие инженеры АПК побеждают на различных соревнованиях инженерные вузы, относящиеся к Министерству образования и науки. Почему вы думаете, что педагогику мы завалим? Мы, кстати, единственный среди 59 вузов Минсельхоза, который ведет подготовку по журналистике и связям с общественностью.
Интерес-то ведь не в том, чтобы присоединить, для нас это тоже очень большая головная боль. Главный интерес - в подготовке хорошего специалиста для нашей Тамбовской области. Например, почему бы наш агроном, работающий до обеда в поле, потом не преподавал бы биологию в школе?
- Это очень трудно совместить...
- Жизнь к этому идет. Конечно, проблемы есть и будут. Но это решаемо.
- Какой будет судьба преподавателей педагогического вуза? Они сейчас все увольняются.
- При реорганизации будут увольняться и преподаватели нашего аграрного университета. Меняется форма, печать, документы. Это юридические процедуры.   
- Помещения и здания останутся за педагогическим институтом?
- Почему? Они останутся за Мичуринским государственным аграрным университетом.
- МГПИ будет факультетом
педобразования или останется институтом в составе университета?
- Пока еще, честно говоря, не думали, будем обсуждать и решать.
На принятие окончательных решений у вуза (или у вузов?) по всем документам еще полгода. Разумеется, часть вопросов разрешится, но не все. Например, сама идея с учителем-агрономом, в которую верится с трудом. Мало того что нагрузка в обеих профессиях достаточная, чтобы избегать их совмещения, так еще и второе высшее образование, не важно, педагогическое или сельскохозяйственное, надо будет получать за деньги. Вы верите в агронома, который станет платить за то, чтобы быть учителем?
Второй момент - количество бюджетных мест на педагогические специальности. После рассказа Вадима Анатольевича Бабушкина о многолетнем опыте обучения в МичГАУ журналистов и пиарщиков я посмотрела на вузовском сайте данные о бюджетных и коммерческих местах. Так вот среди бюджетных специальностей нет ни рекламы, ни связей с общественностью. Есть агроинженерия, стандартизация и метрология, технология продукции и организация общественного питания, агрономия, садоводство, технология производства и переработки сельхозпродукции, а на связи с общественностью на коммерческой основе принято шесть человек. Не окажется ли, что и с педагогическими специальностями будет так же? А ведь после официального закрытия Мичуринского пединститута в Тамбовской области не остается ни одного профильного педагогического вуза.
Как говорит ректор МГПИ Владимир Николаевич Яценко, на самом деле все станет ясно через год, когда будет известно количество бюджетных мест нового набора. Тогда станет понятно, выполняются ли обещания.
«Учительская газета» со своей стороны обещает держать на контроле ситуацию и обязательно рассказать о дальнейшей судьбе Мичуринского педагогического института.

Справка

Мичуринскому агроуниверситету - 80 лет. По сообщению агентства бизнес-информации ABIREG.RU, вуз является основным ресурсным звеном инновационной программы развития Мичуринска как наукограда и участвует в создании агротехнопарков «Мичуринский» и «Зеленая долина». Университет, в частности, принимает участие в создании линейки пищевых продуктов для рациона участников международного экспериментального проекта «Марс-500» (первые и вторые блюда, срок хранения которых достигает 500 дней). Еще одно направление - разработка меню для российской сборной на Олимпиаде в Сочи.

Комментарий Управления образования и науки Тамбовской области

С целью подготовки квалифицированных кадров для всех сфер жизни села в области создан новый университет как центр комплексного развития сельских территорий на основе объединения четырех учреждений профессионального образования - Мичуринского государственного аграрного университета, Мичуринского педагогического института, Мичуринского аграрного колледжа и Мичуринского колледжа пищевой промышленности.
Каждое из этих образовательных  учреждений имело свою специализацию, свою нишу на рынке труда и рынке образовательных услуг. В условиях  ведомственной разобщенности, конкуренции учреждений невозможно было выстроить действенную систему подготовки кадров для сельских территорий. Российское село - единый организм, где производство, культура, социальная структура тесно взаимосвязаны. Поэтому подготовка кадров для села должна отражать потребности региона, быть гибкой, многопрофильной, разноуровневой.
Решение о создании объединенного университета не было простым для региона. В течение двух лет детально прорабатывались и согласовывались с соответствующими  инстанциями, с коллективами учреждений все вопросы реорганизации, формировалась необходимая нормативная база. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 августа 2011 года № 1379-р о  реорганизации МичГАУ стало ключевым документом,  который дает старт системным преобразованиям - начиная от принципиально новых  подходов к прогнозированию потребности в трудовых ресурсах до создания аграрного научно-образовательно-производственного кластера, в который на ассоциативной основе войдут все учреждения профессионального образования сельскохозяйственного профиля, научные организации, предприятия реального сектора экономики.
Такие подходы полностью соответствуют  современным тенденциям укрупнения, концентрации ресурсов учреждений высшего профессионального образования. 
В ближайшие 5 лет объединенный университет планирует увеличение количества специальностей на 50%, числа студентов - на 80% (с 10 до 18 тысяч). И особенно важно, что такой университет создается в городе Мичуринске - единственном в России наукограде аграрного профиля.
Мичуринский педагогический институт в этом году полностью выполнил контрольные цифры приема студентов (330 человек). Не отмечается снижения  уровня заинтересованности абитуриентов в поступлении в данный вуз. Студенты института продолжат обучение, но уже в структуре университета, и получат диплом объединенного университета, где будет указано структурное подразделение - социально-педагогический институт. Институт сохранит свою функцию, свое педагогическое назначение, оставшись в структуре университета. Планируется расширение спектра направлений подготовки учителей, специалистов для социальной и культурной сферы села.
На базе института планируется создание современного центра педагогического образования, осуществляющего методическое сопровождение деятельности учителей сельских школ, подготовку специалистов для работы в сельских социально-культурных комплексах, руководителей образовательных учреждений.
В составе  объединенного университета педагогический институт сможет реально решать задачи подготовки кадров для реализации концепции профильного обучения. В школе  предметы программ профильного обучения должны вести специалисты, имеющие базовое  аграрное, техническое, экономическое образование и хорошую психолого-педагогическую подготовку. Кроме того, в области успешно реализуются проекты по организации деятельности агролицеев, колледж-классов с аграрной специализацией. 
Система непрерывного агробизнес-образования - это задача сегодняшнего дня, и решать ее надо на высоком организационном и профессиональном уровне. Считаем, что это позволит создать в регионе свою научную школу по педагогике, базирующуюся на идее  «образование для устойчивого развития сельских территорий».
Финансирование всех четырех образовательных учреждений сохранено в полном объеме. Бюджетные средства Министерства образования и науки РФ, выделяемые на обеспечение деятельности педагогического вуза и колледжей,  будут переданы в Министерство сельского хозяйства РФ.
Оптимизация  направлений подготовки и подразделений университета, устранение дублирующих специальностей, безусловно, дадут не только серьезный экономический эффект, но и позволят организовать работу инновационных структур вуза, решать вопросы повышения заработной платы эффективно работающих специалистов и  стипендий лучших студентов.

Тамбовская область