- Родила, баба Люба! Сын у меня! Это только ваша заслуга.

Любовь Ивановна зарделась:

- Да что вы, я же не аист.

- Нет, мы именно вам благодарны. Ведь шесть лет ждали, уже и врачи не верили. А как жена к вам работать пришла - сразу выздоровела. Жаль, нельзя пацана вашим именем назвать. Ладно, следующая девка будет.

Рождаемость в коллективе 122-й действительно превысила все показатели. Даже в собесе уже интересуются: что это вы все плодитесь да размножаетесь? Бездетные парочки любят посидеть на лавочках во дворе садика. Ходят слухи, что аура тут такая благодатная.

Рахметова смеется:

- У нас даже яблони-дички без всякого опыления каким-то образом дали приплод - два огромных яблока.

А «бабой Любой», отличника народного образования, заслуженного учителя Российской Федерации, и взрослые, и дети зовут уже лет 25. Хотя бабушка она совсем «юная» и на пенсию еще нескоро. Слава пришла к ней буквально из-под земли. Когда-то в молодости она пошла работать в старенький садик на самом краю города. Отапливался он электрическими котлами, которые стояли в подвале, залитом водой. По утрам Любовь Ивановна надевала болотные сапоги, брала в руки деревянную планку и героически спускалась вниз включать рубильники. И никак не давала покоя ей одна мысль - до жилых домов, в которых отопление центральное, всего-то 500 метров. Да неужели же нельзя проложить трубы к садику, вместо того чтобы рисковать здоровьем детей и воспитателей? В роно молодую заведующую не поддержали - в грязи этот садик тонет уже лет сто, все равно скоро развалится, чего же мучиться? А она нашла шефов, убедила помочь. На совещании завроно похвалил Рахметову: вот полюбуйтесь, эта девчонка сумела сделать невозможное. Встала тоненькая блондиночка в сарафанчике на бретельках и заалела, как маков цвет. Тот детсад, между прочим, и поныне существует в сухости и тепле.

Наверное, за тепло и понимание «баба Люба» и заработала свое прозвище. Впрочем, оно совсем не старит ни директора, ни его учреждение. Звания и дипломы за новые подходы к системе воспитания и обучения НШДС получает регулярно: «Детский сад года-1998», «Школа года-1999, 2002», «Школа века-2003».

- По 460 рублей ежемесячно собираем с родителей за питание. Очередь к нам расписана на годы вперед, но вступительного взноса не требуем. Спонсоров находим, шефы подкидывают, гранты выигрываем. Родители, конечно, помогают - как могут. В основном руками, а не деньгами. У нас ведь дети не элитные, мамы-папы - бюджетники и рабочие. Причем еще два года назад малышей из неполных семей было меньше сорока процентов, а теперь почти шестьдесят. В последнее время рождаемость в основном за счет одиноких мам поднимается.

Здоровый коллектив

Десять лет назад Любовь Ивановна услышала, что группа педагогов собирается ехать в Германию смотреть на передовое слово в педагогике: симбиоз школы и детсада. Помогла слава - напросилась. На все свои жалкие доллары приобрела чемодан учебной литературы. И стала создавать НШДС. Ведь во все времена перед детьми и родителями вставала проблема перехода ребенка из детсада во «взрослую» жизнь. Вроде бы уже стал маленький человечек «большим». Но не настолько, чтобы быть самостоятельным во всем. Отсюда - нервозность, усталость, отставание в учебе и еще масса всяческих неприятностей.

Пробовали тогда многие, но, например, в Кировском районе остался только один учебно-воспитательный комплекс - №122. Его педагогический коллектив первым в Омске получил лицензию и прошел аттестацию, разработал, научно обосновал и апробировал собственную систему дошкольной подготовки и начального обучения детей до 10 лет. С тех пор существует здесь творческая группа «Поиск», разрабатывающая свои программы: «Физкультура для всех», «Азбука экономики», «Знакомьтесь, компьютер!». В состав группы входят штатный психолог и врач-педиатр. Программа «Здоровье» необходима как воздух, которого как раз в Омске не хватает. Практически здоровых детей всего лишь 14 процентов - экология, стрессы, семейные проблемы.

В школе века закаляют строго по науке. И самыми щадящими методами - не только тело, но и душу. На первом месте - воспитание гуманности. Слушают и слышат каждого ребенка, признавая его личностью и считаясь с его особенностями. Может быть, аура - сказано громко, но атмосфера покоя и доброжелательности здесь чувствуется.

Ступеньки в будущее

Образовательная система комплекса построена нетрадиционно. Она включает в себя три ступени. Первая - для дошколят. Здесь работают инновационные программы и методики «Детство», «Радуга», «Росток», «Развитие», «Скорочтение и письмо».

- Какой иностранный язык изучаете? - спрашиваю у трехлетнего Всеволода.

- Никакой пока, - отвечает. - Только русский и английский.

- А на компьютере занимаешься?

- Нет, - горько вздыхает он. - Только на будущий год разрешат.

Дай только волю - за компьютеры усядутся совсем малявы. Таинственная комната, оборудованная техникой по последнему слову науки, так и манит ребятишек. Мышкой уже не напугаешь: знают, что это деталь компьютера, а не серый грызун. Могут малыши пока немногое - в основном рисуют на дисплеях домики и звездное небо. А вот ребята второй ступени - шестилетки - уж практически корифеи. Для них существует курс специализированной подготовки «Скоро в школу», который включает развитие речи, совершенствование техники чтения, письма, математики, логики, информатики. Непременно занимаются с психологом. Перед началом учебного года «подготовишки» проходят специальную диагностику, целью которой является выявление уровней саморегуляции, интеллектуальной и моральной готовности, зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, воображения. Более 60 процентов детей после курса «Скоро в школу» успешно учатся в классах высокого уровня.

Третья ступень - собственно начальная школа. Дети занимаются в прогимназических классах интеллектуального развития четыре года. Специфика школы состоит в том, что в начальные классы зачисляют только детей с ослабленным здоровьем - это «группы риска» для обычных общеобразовательных. Они не только сидят на уроках по 40 минут пять дней в неделю, но и совершают «выезды» - в музеи, планетарии, библиотеки. А работать самостоятельно ребята учатся на курсе педагога Людмилы Васильевны Акифьевой «Учись учиться». Методические материалы этой программы апробированы в школах Нижневартовска, Норильска, Уренгоя. Результат превзошел ожидания - 100-процентная успеваемость. При этом 90 процентов ребят учатся только на «4» и «5».

Маленькие звезды

В музыкальном зале, где установлен большой картонный корпус телевизора, пятилетний карапуз с импровизированнного экрана исполнил мне частушку про «юбочку коротенечку». Спел бы еще, но мешали азартные крики из спортзала, расположенного по соседству. На городских соревнованиях «Веселый малыш» сборная НШДС №122 недавно заняла первое место.

Здесь играют, учась, и учатся, играя. Даже для «колобков» родители могут выбрать один из 12 кружков: «Почемучка», «Вязание», «Юный шахматист», «Оригами»... Есть библиотека, студия и музей изо. Правда, экспонаты для него приходится буквально вымаливать у воспитанников. Ведь мамы и бабушки часто приходят сюда, а юным творцам хочется показать свои произведения еще и папам. Как показал опрос, только 62 процента родителей с удовольствием посещают «детские» занятия. В оставшиеся 38 процентов как раз папы и входят. Елене Кравченко, выпускнице факультета искусств Омского государственного педагогического университета, с детьми работать интереснее, чем со взрослыми. Главное, что есть в малышах - любовь. Глина - материал сложный, ее надо чувствовать. У детей это получается. Мастер удивляется: «неправильные» домики, которые чаще всего лепят юные гончары, по всем законам физики должны в печи разваливаться. А они живут. Не боги горшки обжигают. Но маленькие «звезды» - это уж точно.

Впрочем, звезды - не значит «знаменитости». Главное для будущего - не потушить свет, что есть в каждом малыше.

Омск