Проблема контроля знаний рассматривалась на VIII Всероссийской конференции «Оценка достижений - ключевое звено в становлении функционально грамотной личности». Пленарное заседание проводилось в необычной форме - в форме гражданского суда. Перед «присяжными заседателями», в роли которых выступали слушатели, держали слово «адвокаты». Одни из них отстаивали достоинства традиционной педагогики, а другие - плюсы педагогики здравого смысла. Роль адвокатов и свидетелей играли ученые и специалисты - представители образовательной системы «Школа-2100».

В проекте нового государственного стандарта в качестве требований к выпускникам школы прописан не просто перечень знаний, а умение применять их на практике. Это означает, что в ближайшее время контрольно-измерительные средства должны быть приведены в соответствие с этими требованиями. «Школа-2100» уже многое сделала в этом направлении. За последние два года в учебно-методическом центре образовательной системы усилиями авторов, учителей и методистов создана экспериментальная модель контроля и оценивания знаний учеников. Результатом плодотворного творческого труда стал «Дневник школьника-2100». Чем же он отличается от традиционного?

По словам кандидата исторических наук Дмитрия Данилова, устаревшая школьная оценка переосмысливается через понятие уровня успешности. Зачем делить школьников на слабых и сильных, а учебный материал - на простой и сложный? Любая решенная учеником задача - это его успех. А уровень успеха зависит от того, какие умения ребенок при этом демонстрирует. Если только те, которые перечислены в государственном образовательном стандарте, то это необходимый уровень. То есть «хорошо», но еще не «отлично». Если же ученик показал умения, которые включены в требования образовательной системы «Школа-2100», то это отличный результат. Но возможна и третья ситуация - когда ученик демонстрирует возможности и умения, не входящие в список обязательных требований. Это означает, что ребенок достиг максимального уровня и опережает своих сверстников.

После этих новаторских разъяснений уместен вопрос защитников традиционной педагогики: а что будет с учеником, который не достиг необходимого уровня знаний? То, что вместо двойки вы нарисуете в его дневнике «синего крокодила», сути дела не изменит.

По мнению Данилова, отметки в начальной школе не нужны. Будет значительно лучше, если отстающему ученику дать возможность еще раз зайти на необходимый уровень, оставив в дневнике напротив графы «обязательное требование» пустую клетку. Ведь в отличие от двойки, которая психологически давит на ребенка, внушая ему, что он хуже других, пустая клетка говорит с учеником достаточно спокойно. Да, ребенку пока не удалось разобраться с материалом, но учителю нужно выяснить - почему. Пусть ребенок повторит попытку. Таким образом, набор пустых клеток в таблице требований очерчивает ученику зону его ближайшего развития.

Уверенно держались и те, кто критиковал новые подходы в педагогике.

- На классическом дневнике выросли многие поколения школьников, - аргументировала профессор Ольга Куревина. - Откройте его и посмотрите, как выразительно выглядят красные чернила учителя на фоне синих каракуль ребенка. Рядом с пятеркой может стоять и двойка. На отметки и учительские записи в дневнике откликаются родители. Традиционный дневник - это серьезный документ, а что мы видим на страницах «Дневника школьника-2100»? Возьмем, например, графу «На этой неделе мы будем стараться». Получается, что мы предлагаем ребенку на одной неделе стараться, а на другой - расслабиться. Где же здесь требовательность к учебе? Не боятся ли представители педагогики здравого смысла, что они сделают из начальной школы некое развлечение, против которого выступал еще Кант, писавший, что учеба - это тяжелый труд и надо научить ребенка трудиться? Посмотрим на другое. Переписка учителя с родителем, родителя с учителем. Это что - роман в письмах? Не напишут ли взрослые люди друг другу такого, что потом придется вырывать страницы? Следующий аргумент в пользу старого дневника: в нем нет разночтений. В дневнике «Школы-2100» рядом с графой «отметка учителя» стоит графа «самооценка». Ученикам предлагается оценивать себя, но тогда можно предположить, как они это сделают. Не выйдет ли так, что за несколько лет мы, сами того не желая, вырастим самодовольных школьников? Но как же тогда быть со скромностью, которая украшает человека? В конце страницы значится графа «мои успехи на этой неделе». А где же ребенок будет фиксировать свои неуспехи?

Защитник педагогики здравого смысла член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Рустем Бунеев придерживается другой точки зрения. Сегодня нет регламентирующих документов, в которых говорится, как должен выглядеть дневник школьника. По его словам, самое страшное в наших традиционных дневниках - безликость. Только по отметкам от двойки до пятерки нельзя понять характер и возможности ребенка. Создание же «Дневника школьника-2100» преследует глобальную цель. Прежде всего он направлен на то, чтобы учитель мог переосмыслить свою деятельность. Новый дневник учит ребенка самоорганизации, помогает ставить перед собой задачу и планировать свою деятельность, учит самоанализу и рефлексии. Дневник невольно заставит ученика 3-4-х классов задуматься о том, за что и как его оценили. На взгляд Бунеева, новый дневник станет большой ценностью не только для учителя, но и для психолога.

Создатели «Дневника школьника-2100» довольно оптимистичны. Они считают, что стоят на правильном пути и что за новой формой большое будущее. Но ни у кого нет сомнения в том, что школьный дневник предстоит совершенствовать, ведь универсальной безотметочной системы сегодня еще не существует.