Нужно трепетное, живое сердце

Ей вторит московский учитель Владимир Бондаренко: «Доброжелательность - один из самых важных признаков педагогической культуры. С каким настроением вы приходите в школу? Учитель, вносящий в дело бодрый дух, зоркую наблюдательность, живую отзывчивость, создает в классе хорошее рабочее настроение».

Газета в каждом номере предоставляет страницы рядовым учителям, работающим вдохновенно, творчески. Мария Картавцева из Воронежа, Владимир Караковский из Москвы, Иван Галиновский из Белоруссии, Евгений Ильин из Ленинграда.

В 1970-1971 годах не сходит со страниц издания вопрос о молодой смене. В статье «Кто будет учителем» от 4 января 1970 года Министерство образования СССР анализирует итоги приема в вузы. Средний конкурс на дневные отделения в то время составлял три человека на место. Министерство отмечает рост числа сдающих все экзамены на положительные оценки. Это свидетельствует об улучшении работы средней школы. Но к сожалению, по-прежнему велико количество неудовлетворительных оценок по математике, русскому языку и литературе. Невысок уровень знаний и по биологии, делают свои выводы специалисты Управления учебных заведений Минпроса СССР.

Не обходит вниманием газета и жизнь в педагогических вузах страны. С февраля 1970 года открывается в «УГ» «Студенческий дискуссионный клуб», занимая целиком газетную полосу. Темы для обсуждения предлагаются самые разнообразные, к примеру, такие: «Учитель или робот будет играть главную роль в школе будущего?» Спор разгорелся тогда жаркий. Одни утверждали, что учитель всего-навсего вкладывает чужие мысли, чужие открытия в голову учеников. И у робота это получится даже лучше. Другие возражали, что важна личность учителя, если дети любят учителя, то любят и его предмет. «Представить нетрудно, какой комментарий всем выступлениям дает газета. Даже самый совершенный робот не справится с задачей, возложенной обществом на учителя, - пишет «УГ», - тут нужно трепетное, живое сердце. Конечно, встречаются и в педагогической среде люди с холодным сердцем и ленивым умом. Но не пустоцветами красен цветник».

В 1970-м в стране действует 204 пединститута, 411 педучилищ. И, как сообщает Министерство образования, почти все выпускники прибывают к месту своего назначения. В 70-м году это 91,2 процента от всех молодых специалистов.

Быт и работа вчерашних студентов под пристальным вниманием газеты. Молодым учителям не хватает навыков управления классом. На вопрос о трудностях работы учителя-первогодки отвечают одинаково. Нелегко входить в класс, владеть собою, вести себя естественно, непринужденно. В вузах должны быть специальные занятия, как и при подготовке будущих артистов, ведь в их работе много общего, считают авторы многих публикаций под рубрикой «Учитель сегодня».

Школы страны переходят на новые программы. Интересное начинание того времени - авторы новых учебников дают в школах уроки. Так в 170-й московской школе В.Рудницкая и К.Мешков пригласили в класс заведующих кабинетов математики ИУУ России. Урок в пятом классе по теме «Приближенные вычисления» почти целиком воспроизводит «Учительская газета». Авторы нового учебника по математике оказались на высоте, обнаружили мастерство и умение говорить о сложном просто.

«Учительская газета» умело пропагандирует все новое, необычное. В городе Горьком идет эксперимент по поиску форм повышения педагогической культуры родителей. Туда отправляется бригада корреспондентов. «Педагогическую культуру - каждой семье» - под этой шапкой освещается в издании опыт горьковчан. Есть чему у них поучиться.