​Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы пониманиями.
К. Д. Ушинский


Ни дня без спорта
Среди российских регионов Чеченская Республика занимает одно из ведущих мест по соотношению количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования, с общим числом обучаемых в Чеченской Республике.
Анализ статистических данных за 2010-2011 учебный год показал, что в Грозном работают 9 детско-юношеских спортивных школ, 4 дома детского творчества, 1 станция детско-юношеского технического творчества, а также на базе 28 школ Грозного оказываются дополнительные образовательные услуги художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, физкультурно-спортивной направленности. Наиболее стабильным и популярным направлением дополнительного образования является физкультурно-спортивная работа - 40%.
В этом году увеличился количественный и улучшился качественный состав тренерских кадров. Количество педагогов-тренеров выросло на 5% по сравнению с прошлым годом.
Все учреждения дополнительного образования города укомплектованы квалифицированными тренерско-преподавательскими кадрами, имеющими профессиональное образование и квалификационные категории. Мониторинг и анализ деятельности учреждений дополнительного образования показали, что в большинстве школ разработаны программы развития, работа проводится по нескольким направлениям:
    организационная работа;
    учебно-спортивная работа;
    воспитательная работа;
    агитационно-пропагандистская работа;
    работа с родителями;
    работа с общеобразовательными учреждениями;
    медицинский контроль.
Детско-юношеские спортивные школы Грозного проводят целенаправленную работу по воспитанию достойных граждан Чеченской Республики, гармонично сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Одна из главных задач ДЮСШ - это пропаганда спорта среди подрастающего поколения и обучающейся молодежи, стремление отвлечь молодежь от наркомании и антиобщественного поведения.
Анализ результатов деятельности ДЮСШ Грозного за последние 2 года говорит о том, что качество и ответственность в работе коллективов повысились. Ежегодно увеличивается охват детей спортивно-массовой оздоровительной работой. Также повышается уровень общедидактической и методической подготовленности тренеров-преподавателей на курсах повышения квалификации, семинарах, и все это дает возможность говорить о положительной тенденции улучшения работы в целом коллективов ДЮСШ Грозного.
Воспитанники ДЮСШ города ежегодно принимают активное участие во всех районных, межрайонных, городских, республиканских, всероссийских мероприятиях и соревнованиях и добиваются высоких результатов.
Преданность любимым видам спорта у нашей молодежи закладывается с детства. Многие из воспитанников ДЮСШ, закончив выступление в спорте, переходят на тренерско-преподавательскую работу.
Воспитанники ДЮСШ принимают активное участие во всех районных, городских, республиканских соревнованиях. Свои спортивные успехи периодически освещают в республиканских СМИ.
Собственной базы школы не имеют. Занятия проводятся на базе общеобразовательных учреждений Грозного.
Руководители и тренеры-преподаватели ДЮСШ свои основные усилия направили на массовое привлечение к занятиям физкультурой и спортом детей, подростков и молодежи ЧР, повышение уровня мастерства и их достойное выступление на соревнованиях разного масштаба. В течение года проделана определенная работа с родителями учащихся, направленная на сотрудничество с семьей в интересах детей, формирование общих подходов к воспитанию. Проводились по плану родительские собрания. В рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания с учащимися проводились беседы на темы «Личная гигиена спортсмена», «Спорт против наркотиков», «История развития физической культуры и спорта в ЧР», «Ни дня без спорта» и др.
Ежегодно организуется отдых воспитанников. На летних каникулах 200 учеников выезжали в спортивно-оздоровительные лагеря Кабардино-Балкарии, где с ними проводилась целенаправленная учебно-тренировочная, оздоровительная и воспитательная работа.

Воспитать человека
Основная роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения отводится домам детского творчества (ДДТ), являющимся одним из основных социальных институтов, где накоплен положительный опыт, который позволяет организовать весь воспитательный процесс как непрерывный, взаимосвязанный и целенаправленный с учетом возрастных особенностей учащихся.
За отчетный год ДДТ районов города Грозного провели ряд мероприятий, посвященных Дню учителя, Дню матери, Дню города, Дню России, Дню памяти, а также смотр-конкурс театральных коллективов, конкурс хореографии «Танцуй, танцуй», «Новогодние приключения», «Дарите радость людям», конкурсы детских рисунков, «...И память в сердце болью отзовется», вечер памяти «Къонахий леш бац». В кружках проводились беседы, лекции на темы «Сберечь колыбель этноса», «Новое и традиционное в праздниках вайнахов», «Фольклорная символика», «Мой выбор - нет наркотикам», «Религии мира и духовные наставники», «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей».
Целенаправленную работу по улучшению духовно-нравственного воспитания и развития творческого потенциала у детей нашей республики проводят ДДТ Октябрьского, Ленинского, Старопромысловского и Заводского районов.
ДДТ поддерживают тесную связь с общеобразовательными учреждениями Грозного и согласно годовым планам проводят совместно со школами города мероприятия, приуроченные к знаменательным датам.
В ДДТ функционируют кружки различных направлений. В кружках ребенок может выбирать и заниматься только тем, что ему нравится.
 Педагоги ДДТ занимаются самообразованием, постоянно расширяя круг своего мировоззрения. На педагогических совещаниях, советах рассматриваются вопросы по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения.
Немаловажную роль в системе дополнительного образования играет коллективное творчество. Разнообразны методы и формы коллективной работы. В течение учебного года коллективами ДДТ Грозного проводились массовые поучительные, познавательные, школьные и районные мероприятия (вечера, огоньки, «круглые столы», утренники, балы, спортивные состязания...).
ДДТ города Грозного принимают самое активное участие в культурно-массовой, развлекательной жизни города.

Неделя науки
и техники
В статусе муниципального учреждения дополнительного образования детей в Грозном действует станция юных техников.
Основная функция ГСЮТ - гармоничное развитие и воспитание юного поколения на традициях истории своего народа, привлечение учащихся к техническому творчеству, создание условий для формирования разносторонней личности каждого ребенка, готового принести пользу обществу, трудиться для возрождения и процветания республики.
Образовательная деятельность для станции является основной. Она реализуется в соответствии с программой технического развития учащихся по следующим направлениям:
    начальное техническое моделирование (НТМ);
    авиамоделирование;
    судомоделирование;
    прикладное искусство;
    художественное конструирование.
В объединениях городской станции юных техников занимаются более 1000 детей и подростков от 6 до 18 лет.
Набор учащихся в кружки проводится с учетом их возраста, различной степени подготовки, способностей; занимаясь в кружках, ребята получают возможность для самоопределения, проявления своих личных качеств.
Высокопрофессиональные педагоги помогают воспитанникам найти применение своим дарованиям и способностям, учат общаться, интересно проводить досуг.
В ГСЮТ проводятся такие мероприятия, как день открытых дверей, Неделя науки и техники, День космонавтики, проводятся различные виды выставок творческих работ детей. В целом педагоги ГСЮТ ежедневно повышают активность и работоспособность свою и своих воспитанников, собрана хорошая команда кружковцев. Но на этом останавливаться рано, много еще и нерешенных задач. Хочется, чтобы наши кружковцы сами изобретали действующие модели, например: «скорая помощь», модели железной дороги и т. д.
Дополнительное образование - это сила, которая развивает личность и дает самое ценное - духовно-творческое вдохновение.
Дополнительное образование молодежи способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни чеченского общества:
- выравнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Оксана РЯБИЧ, ведущий специалист отдела дополнительного образования и воспитательной работы Департамента образования города Грозного