Надо сказать, что летний лагерь - только часть работы по реабилитации ребят. В течение года дети и родители общаются в клубе «Липки». Цель - помочь детям войти в мир здоровых людей, самостоятельно решать проблемы в сложных ситуациях, постепенно избавляться от гиперопеки взрослых. Единомышленниками являются не только взрослые, работающие в лагере. Родители понимают и принимают позицию организаторов лагеря. В результате создается особая атмосфера доверия и сотрудничества взрослых и детей. Работа с детьми по их реабилитации начинается еще в больнице, продолжается в лагере. Это долгий путь. Лагерь - это дом, где можно почувствовать себя сильным и здоровым, поверить в свои силы. Вся обширная программа построена на этом. Поход с ночевкой в лесу, соревнования с ребятами из спортивного лагеря (жажда наших детей к победе часто ставит в тупик тренированных спортсменов), творческие работы в мастерских, элементы самоуправления - все это помогает преодолевать свои страхи, мнительность, неуверенность в себе и учиться жить в коллективе.

Наши дети
Наши дети, как и все дети на свете, разные. Есть очень мнительные и капризные, есть открытые и доброжелательные. Но всех их объединяет одно - они справились с тяжелым недугом и теперь им надо входить в мир здоровых людей, а это после долгих лет лечения непросто. Наши дети открыты к общению, они не боятся говорить о своей болезни. Они пытаются быть полезными больным ребятам. Рассказывая о своей деятельности в Морозовской больнице, они убеждали всех нас, как это важно - поговорить, поиграть с детьми, пообщаться с их родителями, вызвать у них чувство уверенности в успехе лечения, помочь поверить в свои силы и в будущее. Это прекрасные дети - Оля, Аня, Марго, Даша, Влад... Некоторых из них можно уже назвать нашими коллегами. Они проводят мастер-классы, готовят презентации, читают младшим сказки перед сном... Среди наших вожатых тоже есть ребята, которые ездили в лагерь, - Дима, Настя, Агнесса.

Мы начинаем
В первый день знакомимся друг с другом. А в конце дня традиционно создаем эмблему смены 2011 года. Пусть это будет круг, разбитый на пазлы. Пазл - автограф каждого из нас, где обязательно должно быть имя и изображение того, что больше всего нравится человеку. Пазлы, собранные в круг, создают единый детский мир.

Программа лагерной жизни
Разрабатывая программу, мы сначала проанализировали работу прошлых лет, учли удачи и промахи, попытались найти новые методы. В этом году тема «Земля - наш общий дом» (воображаемое путешествие по странам мира). Цель: развитие толерантного мировоззрения детей, формирование их духовности, развитие воображения, интуиции, фантазии. Это не курс МХК. Дети, как на ковре-самолете, совершают краткое путешествие по странам света, описывая для себя самое интересное. Успех программы зависит от долагерной подготовки к ней. И взрослые, и дети заранее выбирают интересные для себя страны, собирают о них информацию, готовят презентации, задания. Программа поделена на блоки. Погружение в каждый блок дает возможность проявить себя каждому ребенку и взрослому, исходя из личных интересов и предпочтений, создает условия для совместного творчества. Вот и страны мы выбирали те, которые больше всего заинтересовали ребят.
Каждый блок начинается с изготовления макета - символа страны (старинные города, Эйфелева башня, Великая Китайская стена и т. д.). Заканчивается рисунками о стране. Постепенно выстраивается целая галерея картинок, посвященная нашей Земле.

I блок: «Россия наша Родина»:
- путешествие в прошлое и настоящее;
- личные путешествия по родной земле «Где мы были, что мы видели» (домашние заготовки, презентации);
- работы в мастерских (традиционные прикладные искусства, конструирование);
- по тропинкам «Соснового Бора» (мини-путешествие, фотоохота);
- игры, танцы, песни, костюмы, украшения.

II блок: «Западная Европа»:
- Англия (изучение традиций, легенды, замки, зарисовки, макетирование, «английский чай»);
- Италия, Испания, Франция, Дания (сказочник Х.К.Андерсен).

III блок: «Индия».
Дети были вовлечены в праздник и как зрители, и как активные участники. Изучали обычаи, фольклор, костюмы, сказки и т. д.

IV блок: «Китай, Япония».
Секреты китайской и японской живописи, оригами, хайку, традиции, бумажные фонари, веера, танец, борьба.

V блок: «Америка».

VI блок: «Мир фантазий».
Фантастические детские проекты, основанные на впечатлениях о культуре разных стран мира, игрушки детей из разных стран мира.

VII блок: «Подготовка и проведение карнавала Мира».

По тропинкам «Соснового Бора». Фотоохота
Калужский край - необъятная красота. И наше мини-путешествие в лес, по реке, по полям помогает нам слиться с природой. Но главное - это общение, которого многим детям не хватает. Выслушать каждого, рассказать ему что-то в ответ - главное в наших совместных путешествиях. Обычно собирается небольшая группа - до 10 человек. Эти часы дети ждут с нетерпением и просят их повторять. Кто-то вооружен фотоаппаратом, кто-то ищет кадр глазами. Увиденное комментируют вместе. Такая фотоохота длится 2-2,5 часа с остановками. Кто-то делает записи, кто-то спешит поделиться мыслями вслух.
Из детских дневниковых записей.
Н.: «Мы вышли за территорию лагеря. Поля, река, туман и капельки росы на сосновых иголках и паутине. Вдоль леса, по тропинке, к нам приближается большой зверь. Кто это? Может быть, заяц? Но это оказалась кошка, вышедшая, как и мы, на охоту. Она затерялась в траве, а мы двинулись дальше. Вокруг тишина и покой. Далеко за рекой виднеются деревня и церковь, пасутся кони... Раздвинув кусты, мы потревожили серую цаплю. Тяжело взмахнув крыльями, она полетела вдоль реки, подальше от нас. И снова тишина, даже не хочется громко говорить. Мы идем по тропинке, а вокруг прыгают кузнечики, летают бабочки. Но вот среди травы возникает настоящее чудовище - огромный паук с яркой черно-желтой боевой раскраской. Он не обращает на нас внимания - никого не боится! Его окраска похожа на африканскую маску. А слева, вдоль реки, пляшут в воздухе аисты. Их гнездо на вершине сосны. Наблюдать за ними в полете - настоящий восторг! Мы без передышки «стреляем» своим «оружием» - камерами, мобильниками и просто восхищаемся. Когда еще увидим такое?..»
Рассказы бесконечны - о деревьях, похожих на сказочных героев, о дятлах, белках и, конечно, о нашем друге, местном псе, который ходил с нами и, как настоящая пастушья собака, разыскивал в лесу отставших и собирал нас вместе.
В конце смены наши путешественники продемонстрировали всем свои трофеи - многочисленные фотокадры - и поделились охотничьими рассказами.

Как мы пробовали быть поэтами и сказочниками в младшем отряде
Как хорошо быть поэтом! Маленькие дети смелее и ответственнее выражают свои мысли, их не смущает стихотворная форма. Начнем с простого - сочиним рифму, поиграем в нее. Пишем слово в столбик, каждая буква - начало строчки. Вот что сочинили дети вместе.
Шумят камыши,
И тихо идем мы в тиши.
Шуршим ногами в траве,
Колючих ежей увидеть хотим,
А потом домой скорей побежим.

И потом каждый свое:
Шел по лесу волк,
И рычит - лапу волочит.
Шел мимо медведь,
Как начал реветь,
А волк испугался и мигом
умчался.

Влад К.

А когда был День Японии, мы познакомились с трехстишиями хайку. В трех строчках можно выразить то, что видишь и чувствуешь. Не надо думать о рифме, в хайку ее нет. Учиться выражать мысли надо с детства. А «маленькие картины природы» - хайку - помогут в этом.

Мягкий кот
Сладко спит.
Мир и покой в душе.
            Тая Б.
Пушистая хвоя
Как будто парит -
Чувствую красоту.
                  Настя П.

Мы выходим на прогулку. Обращаюсь к детям: «Ребята! Давайте тихо походим по лесу, послушаем звуки и попробуем увидеть то, что не видит другой. Это может быть что-то маленькое, незаметное или большое, необычное».
Дети с удовольствием включаются в игру, делятся впечатлениями: «Муравьишка родился», «Сломалась шишка», «Деревья танцуют вальс». А почему сломалась ветка? О чем шепчется дуб с березой? «Ветка дразнила ветер, он рассердился и обломил ее». «Старый дуб рассказывает березке о своих прожитых годах». Такие игры успокаивают детей, они задумываются, улыбаются своим мыслям. И рождаются сказки.
Максим Н.: «Жила-была иголочка. Она росла на ели. Было лето. Но вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, началась гроза, и молния ударила в ель, на которой росла наша иголочка. Дерево стало засыхать, но другие деревья утешали ее и говорили, что надо очень верить в чудеса. Иголочка изо всех сил поверила, и ель ожила. Иголочка снова зазеленела, и все были этому рады».
Тая Б.: «Жила-была маленькая шишечка. И вдруг на нее наступили, и она сломалась. Подкатилась она к ели и попросила помочь. Дала ей ель свою иголку и отправила к воробью. Воробей поднялся с ней на дерево и зашил ее, крепко прикрепил к ветке. И стала она расти и радоваться».
Сочиняя стихи и придумывая сказки, дети освобождаются от грустных мыслей, развивают свою речь и воображение.

Дания. Х.К.Андерсен и «Гадкий утенок» Г.Бардина
Как трудно быть не похожим на других! С такой проблемой наши дети сталкиваются довольно часто. Поэтому мы посчитали уместным обсудить эту тему во время путешествия в Данию и знакомства с датским сказочником Х.К.Андерсеном. После беседы мы показали ребятам мультфильм Гарри Бардина «Гадкий утенок». Глядя на напряженные, внимательные лица детей, стало ясно, что эта тема затронула их по-настоящему. Мы предложили старшим ребятам написать о своих впечатлениях, а потом еще долго обсуждали эту проблему. Дети писали о себе, своих знакомых, сравнивали свои жизненные ситуации. Трудно вслух говорить о наболевшем, поэтому с благодарностью за доверие и искренность приводим совсем не детские размышления Полины Л.
«История Гадкого утенка неоднократно звучит в литературных произведениях. Похожие чувства я испытывала, когда читала «Нотрдам де Пари» - мне было безумно жаль Квазимодо, безответно влюбленного и никем не понятого... Сама я вряд ли часто чувствую себя Утенком, скорее червячком. Образ червячка меня очень тронул. Это было единственное существо, пожалевшее Утенка, но он не подполз к нему, не успокоил. Почему? Боялся, что его съедят. Так часто бывает в жизни: мы жалеем человека, сочувствуем ему, но делаем это молча, мысленно, не можем просто подойти и помочь. Почему? Стеснительность? А может быть, нежелание высказать свои чувства, показаться хлюпиком?
Трудно быть не таким, как все. Утенок не умел ни танцевать, ни маршировать - его никто не учил, никто ничего не объяснял. Утенок старался быть искренним, быть собой, никто не захотел его понять. В этом виноваты взрослые - детей надо учить жизни в обществе. К сожалению, есть дети, так и не научившиеся жить...
Больше всего меня поразил эпизод встречи Утенка с гусями. «Вы дикие?» - «Мы вольные».
К счастью, такие люди есть. Иногда я отношу к ним себя. Эти люди никого не угнетают, не презирают. Для них все равны. У них свободная душа. Для них не существует преград и стереотипов. Просто когда-то они смогли их преодолеть, кто-то помог им это сделать. Я бы очень хотела пожелать каждому Гадкому утенку найти настоящего друга, который поможет преодолеть внутренние преграды, найти свой жизненный путь... Мне не совсем понравился конец фильма, когда Утенок, став уже Лебедем, залетает во двор и, взмахнув крылом, лишает всех перьев. Я, честно, ожидала от него чего-то прекрасного... Но трудно не воспользоваться случаем отомстить тем, кто издевался над тобой, и я не уверена на все сто процентов, что не поступила бы так же».

Карнавал Мира
Это настоящий проект, совместное творчество детей и взрослых. Мы не хотели, чтобы он вылился лишь в надевание костюмов, поэтому большую роль отвели подготовке, которая началась еще до лагеря (сбор информации, подготовка к работе в мастерских). Вся работа в смене приближала нас к итоговому художественному событию - карнавалу.
Если старшие могли работать практически самостоятельно, младшим требовалась не только помощь, но и подбор «легкого» материала для работы. Так возникла идея нарядить малышей в стиле дымковских игрушек и придумать сказку, чтобы обыграть образы. Материал - бумага и картон. Это было сделано с умыслом. С бумагой легко работать, а некоторая жесткость конструкции позволяет создать своеобразный щит, за который можно спрятаться застенчивым и робким. Так возникли «щиты» - огромный хвост павлина, рога барана, кони. Дети были всадниками, барышнями в шляпах и фартуках-юбках. Ребята сами выбирали себе образы. Как важно, чтобы желание ребенка обязательно реализовалось! Среди младших ребят был один непоседа, энергичный, живой и сообразительный мальчишка Егор, который из-за болезни был вынужден передвигаться на костылях. Мы долго придумывали, кем бы его нарядить, но на все наши предложения был один ответ: «Хочу быть всадником на синем коне!» И тогда наш главный врач Григорий Янкелевич, он же главный конструктор наших затей, придумал конструкцию, при которой наш всадник скакал на коне не хуже других и так вошел в образ, что после выступления пошел пасти своего коня на лужайку.
Плохо почувствовал себя перед выступлением наш павлин Дима - хныкал, грустил. Доктор убедил его преодолеть себя, и важный павлин после выступления гордо сидел на бревнышке и поглядывал вокруг, забыв о недомогании. Каждый наш шаг в работе очень важен, мы постоянно должны быть рядом, но в тени. Тогда у ребят укрепляется мысль: «Я все могу сделать сам». Костюмы изготавливались очень тщательно и с большим желанием. Мастерские работали практически до отбоя ко сну, создавая образы индейцев, испанцев, японцев и т. д.

День карнавала
Чтобы вовлечь абсолютно всех детей в творческий процесс, мы подготовили сюрприз. С утра на поляне были сооружены пять станций недалеко друг от друга. На каждой станции лежали атрибуты, характерные для данной страны. Все дети разделились на пять разновозрастных команд, в состав которых вошли представители каждого отряда (предварительно без ведома детей в каждом отряде разделили ребят на группы по степени их активности, коммуникабельности и т. п.). Каждая команда отправилась на свою станцию, чтобы по атрибутам догадаться, в какой они стране - России, Индии, Японии, Китае, США, государствах Западной Европы?
Общее задание для всех - придумать сказку о злой мачехе, которая заколдовала падчерицу, а добрые друзья ее расколдовали (но не повторять «Сказку о мертвой царевне»). Сказка должна быть обыграна в традиционном стиле страны, где оказались ребята. В спектакле должны быть использованы все представленные атрибуты. Участвуют все члены команды. Время на подготовку - 15 минут.
И мы с удовольствием наблюдали, как у нас на глазах рождался мини-спектакль, как шутили и смеялись ребята, придумывая сюжет, реплики, жесты. А потом были выступления каждой команды и дружные аплодисменты зрителей. Все дети побывали и в роли актеров, и в роли зрителей.
Последний этап - концерт на эстраде под открытым небом с амфитеатром на холме среди сосен, парад костюмов. Подготовленные заранее номера концерта - классический вальс, испанский танец, современные ритмы, танцы индейцев, «самурайские бои». Взаимодействовали все виды искусства - живопись, прикладное искусство, театр, литература, видео и фотография. Каждый мог найти себя и проявить свои возможности.
Так закончилась наша смена. Получив еще один сюрприз - индивидуальные альбомы с эмблемой лагеря и фотографиями, все ребята принялись писать в них друг другу приятные слова. Очень хочется пожелать им здоровья, хороших друзей, успехов и радостей.
А мы, взрослые, еще раз убедились, что успешность работы в лагере зависит от команды единомышленников. Наша команда в этом году: Григорий Цейтлин, Марина Гусева, Альфия Сафиуллина, Виктория Андрейчук, Агнесса Кротова, Анна Галактионова, Анастасия Савельева, Владимир Ивасенко, Дмитрий Войтенко, Александра Чуйко, авторы этих строк. Для взрослых это бесценный опыт работы с детьми. Присоединяйтесь, дорогие коллеги!

​Наталья БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807,
Дарья БОГДАНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №542, Москва,
фото Натальи БОГДАНОВОЙ