Еще я немедленно подарил своему директору страницу со статьей «Заборное дело». В городском суде против лицея возбуждено очередное дело по поводу отсутствия ограждения школьной территории. Школа строилась в 1975-1976 годах в чистом поле; жилой микрорайон возникал вокруг нее на уважительном расстоянии. Места хватило и на стадион с приличным футбольным полем, и на подобие садика. Но достраивали школьное здание в авральном режиме, сроки поджимали, было не до ограждения. После этого администрация школы неоднократно обращалась к местной власти с просьбой найти возможность соорудить ограду (убедительных аргументов хватало и без угрозы терроризма). Денег у города на это не было. Нет их и сейчас! Должностные лица, которые фиксируют при проверках отсутствие ограды, прекрасно это знают. Ситуация уже миновала границы театра абсурда и становится похожей на издевательство...
Вот так живем и работаем. Наши 50 выпускников сдали свои экзамены без эксцессов и нарушений. Двое набрали 100 баллов, 99 баллов - один, 98 баллов - пять; от 90 до 97 - 17. Общий средний балл по русскому языку - 77, по информатике - 75, по химии - 74. Мне кажется, что не хуже тех результатов, которые иногда приводились в статьях, посвященных лучшим школам.
Всегда внимательно читаю в «УГ» материалы о них. Интересен новосибирский опыт создания специализированных классов в массовой школе. Очень порадовали проскользнувшие в газете данные о финансировании этих классов. Хорошо, что хоть в Сибири нашлась местная власть, которая понимает государственное значение образования и поддерживает его! Но мне показалось, что публикациям этим свойственна некая «инновационная окраска»: мол, физматшколы были, а чтобы в массовой школе... Хочу внести ясность. Подлинное новаторство новосибирских коллег в том, что они в наше время и в современных условиях возрождают и развивают традиции той эпохи, когда образование и наука пользовались в стране заслуженным уважением. В 60-е годы ХХ века вслед за ФМШ стали появляться и специализированные математические и физико-математические классы в массовых школах. (Первые в Ленинградской области математические девятый и десятый классы были организованы в гатчинской школе №9 директором Петром Васильевичем Булкиным.) С 1976 года эта работа продолжалась в нашей школе №3, куда Петр Васильевич был назначен директором. Эстафету специализации классов принял нынешний директор Евгений Эдуардович Линчевский. При нем были созданы специализированные английский, экономический, гуманитарный классы.
А то, что делают в Новосибирске, в Мордовии (статья Н.Каштановой «В лицей - только лучшие», «УГ» №29 от 19.07.11), есть гармоничное сочетание традиций и новаторства. Это единственно возможный путь развития отечественной педагогики, да и культуры в целом.
Не смог написать коротко. Но тема больная - о том же статья П.Горностаева «Россия больше не участник забега» в «УГ» от 12 июля. А на вопрос, поставленный на той же странице об учительских зарплатах, ответ уже есть. В положении о НСОТ, утвержденном правительством Ленобласти в июне и пришедшем в школы в июле. Основной тезис: новая система вводится в действие с 1 сентября 2011 года в пределах фонда оплаты труда на 2011 год, утвержденного в декабре 2010 года. Бессмертен Михаил Евграфович: «Все изменить, ничего не меняя...»

​Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область