Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Лев Толстой



Ход урока
Представьте, что у вас появилась возможность изменить что-то в психологии людей. Какими качествами вы бы их наделили? Ребята говорят, что все они должны быть проявлением доброты - краеугольного камня человеческой нравственности. Потом сообща создают портрет доброго человека. Каждый пробует охарактеризовать своего соседа по парте. У Льва Толстого есть такие красивые слова: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе задатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто не совсем похож на себя, оставаясь между тем самим собой».
Как вы понимаете эти слова?
Это высказывание Льва Толстого можно отнести к каждому из нас. Его следует помнить, когда говорим о взаимоотношениях в классе, именно об этом думал великий писатель, когда работал над повестью «Детство».
Некоторые считают, что детство - это счастливая пора. Вы согласны?
Ученики отвечают, делают вывод: детство - это трудная пора. Много проблем, ребенок впервые сталкивается и с хорошим, и с плохим. Забавная игра незаметно может перейти в серьезные недетские проблемы, решать которые приходится им самим.
Сюжет повести прост. События будничны, но эти неприметные события тем не менее важны для Николеньки Иртеньева, они заставляют думать, страдать. Читателю интересны не сами события, а чувства, которые испытывает мальчик.
Ребята работают с отрывком из повести Толстого «Детство». Им даются вопросы:
Как можно распределить роли между мальчиками?
Как вы объясните жестокость поступка Николеньки?
(Ответ: мальчик поступил как все, в такой ситуации было трудно контролировать себя.)
Ребята находят первый признак доброго человека - добрый человек всегда владеет собой.
А какими мы видим себя в тех или иных ситуациях?
Группа семиклассников выполняет коллаж на тему «Карандаш идет по школе», комментирует работу, дает рефлексивные оценки поступков, которые совершают ученики.
Придумайте продолжение следующим ситуациям:
1. Мама, расстроившись из-за непослушания сына Сережи, повысила на него голос, а тот...
2. Коля взял без разрешения конфеты из сумки Сережи, а Сережа увидел и...
Дети исследуют душевные качества героя - Сережи, пробуют изобразить «текучее вещество» человеческого характера в виде реки, раскрашивая ее словесными красками: обрывистые берега, вода мутная, течение быстрое (мальчик нагрубил маме), но вот река вышла на равнину, стала чистой, прозрачной, движение ее замедлилось, берега стали пологими (во второй ситуации Сережа показал себя спокойным человеком, проявил внимание к Коле, поделился с ним конфетами).
К какой воде вы хотели бы подойти?
Делается вывод, что приятно иметь дело с добрыми людьми, которые умеют контролировать себя.
Подростки отвечают на вопрос: какие чувства испытал Иленька Грап? (Горе, боль, обиду, несправедливость.)

Работа в группах
Первая группа отвечает на вопрос: что значит быть справедливым?
Вторая группа:  что значит быть добрым?
Быть добрым - быть отзывчивым, душевным, хорошо относиться к людям, не совершать плохих поступков, думать о благе для других.
Быть справедливым - действовать беспристрастно, искать истину, поступать по правде, устанавливать одни правила для всех, соблюдать закон.

Домашнее задание
Исследуйте свое душевное состояние в разных жизненных ситуациях. Изобразите в виде реки и опишите словами.
Подготовьтесь к дискуссии «Быть добрым невыгодно?».

​Татьяна СЕКИРОВА, учитель граждановедения, Муром