Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Редьярда Киплинга:
Запад есть Запад. Восток есть
Восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножия престола
Божия
В день Страшного суда...

Вопросы:
    О каких мегацивилизациях идет речь?
    Какова точка зрения автора о возможности создания единой цивилизации?
    Возможно ли это в будущем?
Ученики выполняют интерактивное упражнение с использованием ролевой игры «Непутевые заметки: Восток - Запад».

Задание для 1-й группы
1. Сделайте коллаж «Мое представление о Востоке - непутевые заметки».
2. Для эффективной работы распределите следующие роли в группе: художник, идеолог, аналитик.
Идеолог определяет общую идею, которую будет отражать коллаж. Например, Запад может быть представлен в виде здания, подумайте, что будет его основанием, насколько оно будет прочным, что вы поместите в основной части и что наверху.
Художник воплощает предложенные идеи, используя картинки, и дополняет их рисунками.
Аналитик дополняет коллаж философским содержанием и готовит презентацию коллажа.

Задание для 2-й группы
1. Сделайте коллаж «Мое представление о Западе - непутевые заметки».
2. Для эффективной работы распределите роли в группе: художник, идеолог, аналитик.

Задание для 3-й группы
Ребята из этой группы будут выступать в роли глобалистов; нужно нарисовать схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, способствующие глобальной интеграции.

Задание для 4-й группы
Участники будут выступать в роли глобалистов. Им необходимо вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразить их в виде схемы, подумать,  можно ли решить их в рамках одной страны или только мегасистемы.
Презентацию коллажей и подведение итогов можно провести двумя способами:
    работу представляют и дают объяснение сами участники групп;
    поменяться коллажами, а пояснение дает та группа, которая над ним работала.

Вопросы
Возможно ли создание глобальной цивилизации, учитывая особенности каждой цивилизации или мегасистемы и интеграционные процессы, набирающие силу во всем мире?
Необходимо ли, на ваш взгляд, создание глобальной цивилизации?
Эти вопросы следует обсудить, используя элементы дискуссии. Для этого объявите следующие правила:
    определите противоположные точки зрения, а также колеблющихся, тем самым появится возможность разделить класс на три группы;
    группы, имеющие противоположное мнение, готовят аргументы в защиту своей точки зрения;
    в качестве вывода принимается мнение той группы, которая сможет убедить большее число колеблющихся.
Оставьте возможность сохранить свое собственное мнение и не согласиться с общим выводом для отдельных учеников.
Ознакомьтесь с особым мнением о возможности и целесообразности создания глобальной цивилизации, которое принадлежит А.Субботину - поэту, страннику, философу, гусляру.
Попросите старшеклассников ответить на три вопроса письменно:
    Задумывались ли вы над обсуждаемой проблемой ранее?
    Менялось ли ваше мнение в процессе урока?
    Появилось ли желание узнать больше об этой проблеме?
Можно порекомендовать для дополнительного чтения книги В.Овчинникова «Ветка сакуры» и «Корни дуба». Предложите продолжить часть стихотворения  Р.Киплинга «Баллада о Востоке и Западе».
«Но нет Востока и Запада нет,
Нет наций, различий, границ».
Если...
После того как различные варианты будут прочитаны, предложите авторский вариант:
«Двое мужчин, рожденных
в разных концах Земли,
Станут друг к другу лицом».

Приложение №1 (Восток)
Задание для 1-й группы
Выберите тезисы, которые, по вашему мнению, характеризуют особенности Востока.
1. В основе цивилизации лежат религиозно-философские учения - даосизм, буддизм, конфуцианство.
2. Духовной основой цивилизации является христианство, под влиянием которого сформировались моральные ценности, впоследствии этические нормы.
3. Человек рассматривается как часть какого-либо коллектива - семьи, касты, сословия, религиозной общины.
4. Этой мегацивилизации свойственны нацеленность на изменение, переустройство, совершенствование общества.
5. Человеку отводится главенствующая роль в мире природы, он стремится покорить ее, а не покориться ей.
6. Социальный мир представлен многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами. Существует социальная иерархия.
7. Существует сильный контраст бедности и богатства.
8. Труд оценивается не только как средство приобретения необходимых благ, но и как средство накопления богатства.
9. Ценятся такие качества характера, как целеустремленность, воля, упорство, вера в собственные силы.
10.  Государству, как правило, отводится роль посредника, регулирующего общественные взаимоотношения.
11.  Труд считается средством приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущным потребностям, а не средством для накопления богатства.
12.  Традициям, обычаям придается особое значение. Существует особое отношение к старшему поколению как хранителю мудрости.
13.  С этой цивилизацией связывают такие понятия, как рыночная экономика, частная собственность, гражданское общество, демократия, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура.
14.  Особую роль играет государство, нередко оно становится теократическим.

Задание для 2-й группы
Выберите тезисы, которые, по вашему мнению, характеризуют особенности Запада.
1. В основе цивилизации лежат религиозно-философские учения - даосизм, буддизм, конфуцианство.
2. Духовной основой цивилизации является христианство, под влиянием которого сформировались моральные ценности, а впоследствии этические нормы.
3. Человек рассматривается как часть какого-либо коллектива - семьи, касты, сословия, религиозной общности.
4. Этой мегацивилизации свойственны нацеленность на изменение, переустройство, совершенствование общества.
5. Человеку отводится главенствующая роль в мире природы, он стремится покорить ее, а не покориться ей.
6. Социальный мир представлен многочисленными этническими, религиозными группами. Существует социальная иерархия.
7. Существует сильный контраст бедности и богатства.
8. Труд оценивается не только как средство приобретения необходимых благ, но и как средство накопления богатства.
Главным итогом работы групп должно быть определение особенностей каждой мегасхемы и интеграционных процессов, сближающих мегасистемы - Восток и Запад.

​Светлана ВЕТРОВА, учитель обществознания, Орел