Цели:
- изучить историю, химические и физические свойства янтаря, оценить его практическую значимость;
- развивать творческое мышление, наблюдательность, умение аргументированно излагать свою точку зрения, делать обобщающие выводы;
- развивать умения выполнять лабораторные опыты, пользоваться химическим оборудованием, оценивать результаты выполненных действий.
Оборудование и реактивы: образцы янтаря, ладана, смолы хвойных растений, поваренная соль, концентрированная серная кислота, эфир, спиртовка, щипцы, склянка с водой, спички, магнит, весы, разновесы, кусок шерстяной ткани, пробирки, пробиркодержатель.

Ход занятия
1. Теоретическая часть.
2. Экспериментальная часть.
3. Выводы.
4. Рефлексия.

Теоретическая часть
Первая стадия - вызов.
Игра «Да-нет»
1. Янтарь - это минерал.
2. Янтарь известен человечеству с древнейших времен.
3. Янтарь хорошо горит.
4. Янтарь можно растворить.
5. Состав янтаря и смолы одинаков.
6. Янтарь и магнит обладают сходными свойствами.
7. Существует несколько крупных мировых месторождений янтаря.
8. В янтаре могут встречаться мухи и пчелы.
9. Существует более 300 оттенков янтаря.
10. Янтарь позволяет обнаружить яд.
11. Слово «янтарь» звучит у всех народов одинаково.
12. У ювелиров самым ценным считается янтарь с вкраплениями воздуха и воды.
13. В природе могут встречаться шлифованные образцы.
14. Самый большой образец природного янтаря весит более 20 кг.

Вторая стадия - осмысление информации.
Класс делится на группы, которые работают с информацией, готовятся к выступлению, отчитываются.

Работа с текстом
Содержание:
1. Легенды и мифы о янтаре.
2. Добыча и переработка янтаря.
3. Происхождение янтаря.
4. Цвет янтаря.
5. Твердость янтаря.
6. Способность янтаря электризоваться.
7. Включения в янтаре.
8. Химический состав и свойства.
9. Целебные свойства янтаря.
10.  Применение янтаря.
11.  Восприятие янтаря.

(Текст для данной публикации сокращен. - Прим. ред.)

Целебные свойства янтаря
Янтарь был провозглашен панацеей от всех болезней еще в глубокой древности; особенно ценился знатоками лечебный белый янтарь. Считалось, что практически нет таких болезней, от которых бы этот самоцвет не приносил исцеления. Он якобы лечит близорукость и катаракту, сердечные недуги и ангину, останавливает рвоту и кровохаркание, изгоняет камни из почек и печени и содействует мочеиспусканию. Так, Мартин Лютер постоянно носил в кармане кусок янтаря, дабы предотвратить образование камней в почках. Янтарь, выпитый в виде порошка с водой, лечил болезни желудка; растертый с розовым маслом или медом помогал при болезнях глаз и ушей, лечил трещины на ногах. С помощью янтаря можно даже обнаружить яд: в бокале возникает радужное мерцание искр, сопровождаемое треском.
Янтарю приписывалось свойство утешать людей. Кусок необработанного янтаря, положенный у изголовья, излечивал от бессонницы, бредового состояния. Самоцвет постоянно поддерживал оптимизм, стремление своего хозяина сделать правильный выбор в дружбе и любви, усиливал его интуицию.
Конечно, возможности янтаря сильно преувеличены, но кое-что не отрицается и современной наукой: безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе.
В составе этого самоцвета уже выявлено более 40 соединений, и сегодня из него получают один из витаминов  - янтарную кислоту, антисептическое средство иодоль, выделяют вещество, которое добавляют в зубную пасту и мазь от ревматизма и т. п.
Современная медицина объясняет лечебные свойства янтаря тем фактом, что в нем содержится янтарная кислота, которая является неспецифическим биостимулятором.

Экспериментальная часть
Определение плотности
Плотность определяется по формуле r = m / V, где m - масса тела, V - объем тела. Объем определяем с помощью мензурки с водой, отмечая первоначальный объем воды и последующий ее объем при погружении в нее куска исследуемого объекта. Массу измеряем с помощью весов.

Исследование твердости
Твердость определяется с использованием шкалы Мооса. Твердость минерала измеряется путем грубой сравнительной оценки твердости материалов по системе мягче-тверже.

Отношение к кипячению
Поместите кусочек янтаря в пробирку с кипящей водой. Опишите, что наблюдаете.

Выяснение условий плавания
Внесите образцы исследуемого янтаря в пресную и соленую воду (приготовленную из расчета две столовые ложки поваренной соли на стакан воды). Сравните и сделайте выводы.

Исследование электрических свойств
Образец янтаря следует потереть о шерстяную ткань и поднести его к мелко нарезанной папиросной бумаге, кусочкам ваты. Сравните свойство притягивать предметы у янтаря и магнита.

Отношение к нагреванию
Поместите кусочек янтаря в пробирку и нагрейте. Опишите, что наблюдаете.

Проверка на горючесть
Поместите кусочек янтаря в пламя свечи. Опишите, что наблюдаете.

Растворимость в кислотах
Погрузите кусочек янтаря в раствор концентрированной серной кислоты. Опишите, что наблюдаете. Обратите внимание на изменение окраски раствора кислоты и кусочка янтаря.

Отношение к действию эфира
Поверхность исследуемого объекта потрите кусочком ткани, смоченным в эфире. Опишите наблюдаемые изменения.

Для проверки подлинности янтаря учащимся предлагается информационный листок.

Информационный листок
Когда вы покупаете изделие из янтаря, всегда возникает вопрос о его подлинности. К сожалению, подделки встречаются все чаще. Изделия из янтаря не подлежат обязательной сертификации, поэтому вам остается положиться на честность продавца или на предусмотренную Гражданским кодексом «публичную оферту». Это означает, что если продавец публично, а лучше и письменно, утверждает, что янтарь подлинный, то он несет за это юридическую ответственность.
Можно ли самостоятельно идентифицировать янтарь? Есть несколько способов. Но вначале о некоторых материалах, не являющихся янтарем.
1. Копал (и некоторые другие подобные «молодые» смолы).
Относится к «недозрелым» ископаемым смолам. Янтарной кислоты не содержит. Растворяется в эфире. Основные месторождения - Австралия, Новая Зеландия и Океания, Африка, Центральная и Южная Америка.
Для диагностики достаточно потереть поверхность ваткой, смоченной в эфире. На поверхности копала в отличие от янтаря образуется пятно.
2. Янтарь прессованный.
Продукт переработки при высокой температуре и давлении янтарной муки, полученной при измельчении мелких кусочков янтаря и отходов янтарного производства. Цвет зависит от применяемых красителей.
От природного янтаря можно отличить двумя способами:
- если поверхность прессованного янтаря сильно потереть кусочком ткани, смоченным в эфире, то она становится липкой (в отличие от природного янтаря).
- в прессованном янтаре можно наблюдать под лупой структуры течения, шарики плотной основной массы, небольшие сгустки красителя.
3. Синтетические имитации:
- полимеры;
- стекло.
Имитации из стекла отличаются гораздо более высокими значениями плотности (более 2 г/см3) и твердости (5). Нож не оставляет на стекле царапин.
Имитации из полимеров внешне очень похожи на янтарь. Имитируется любой янтарь: от каленого до пейзажного. Имитации из полимеров легко выявляются прикладыванием к поверхности раскаленной докрасна иглы. При этом ощущается неприятный химический запах. Если то же самое проделать с янтарем, вы почувствуете запах смолы. Если поскрести по поверхности образца острым ножом, янтарь дает крошку, а полимер - стружку.
4. Имитации янтаря с инклюзами (включениями).
Наиболее хитроумные обманщики используют для имитации подложку из природного янтаря. На такую подложку кладут какое-либо растение, насекомое или животное и заливают синтетической смолой. Получается своеобразный сандвич.
Как правило, заливают крупных насекомых, земноводных, ящериц и т. п. В природе такие явления встречаются крайне редко. Это связано с обстоятельствами, при которых животные попадали в янтарь. Смола хвойных деревьев притягивала к себе насекомых, заливая их слой за слоем, образуя наросты. По прошествии нескольких десятков миллионов лет эти наросты превратились в янтарь. Очевидно, что крупные и сильные животные легко освобождались из плена.
Вы можете выявить подделку, прикладывая раскаленную иглу со всех сторон образца.

Интернет-сайты:
http://www.tzar.ru Сайт Государственного музея-заповедника «Царское Село»
http://spb.rfn.ru Сайт РГТРК Санкт-Петербург, 13.05.2003
http://www.sverdel.com/photo.htm Фотографии И.Сверделя
http://www.fegi.ru Дальневосточный геологический институт ДВО РАН
http://old.priroda.ru/index.php Министерство природных ресурсов Российской Федерации

​Людмила БУХАНИСТОВА, учитель химии средней школы №1 пос. Маслянино Новосибирской области;
Ирина МАРКИНА, учитель химии, директор эколого-биологического лицея №35 Майкопа Республики Адыгея