Но прежде хотелось бы немного рассказать об этом детском доме семейного типа. 6 ноября 1998 года здесь появился первый житель. В январе 1999 года открылись первые две семьи. Сейчас ребята живут в семи семьях. Принцип семейного воспитания означает, что условия проживания максимально приближены к домашним, социальная семья - это разновозрастная группа, которая формируется по родственным отношениям (братья, сестры).
На сайте детского дома http://detdom.3dn.ru/ читаем: «Воспитательная система детского дома направлена на разностороннее развитие личности, способной к саморазвитию.
Проводится активное внедрение ИКТ в образовательную среду, организацию всех видов деятельности как способов реализации ребенка. Детский дом в течение последних трех лет работает над проблемой внедрения в педагогическую практику информационных технологий. Воспитанникам эта работа дает возможность выйти из стен детского дома адаптированными к жизни современного общества. Определяющим условием развития детского дома является создание условий для жизнеопределения выпускников». А еще на страничке этого уютного дома можно найти заповеди воспитателя, которые стоит принять к сведению всем педагогам, не только тем, кто работает с сиротами:
«1. Примите все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
2. Ищите истину вместе с ребенком.
3. Старайтесь ничему не учить ребенка напрямую - учитесь сами.
4. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
5. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
6. Помните, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
7. Помните, что вы существуете ради ребенка, а не он ради вас».

Нина АВДЕЕВА, воспитатель Яровского детского дома Алтайского края, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»

У сирот и детей, оставленных без попечения родителей, первый опыт постижения нравственных норм, правил поведения и общежития, нравственного поведения, сопереживания, самоуважения бывает зачастую негативным. Как правило, наши воспитанники имеют отклонение в физическом и психическом развитии, часто у них искажено мировосприятие (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы). Но вместе с тем детство - это период, когда закладываются основы личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Именно поэтому важно дать детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения в семье, в обществе.
Семья - колыбель духовного развития человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на поведение ребенка - это все создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. В нашем случае в семье детского дома семейного типа. Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает  вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В нашем случае семья сплачивает ребят, не всегда связанных кровным родством. Часто семья, в которой ребенок вырос, становится моделью семьи, которую он создает сам. Главный закон семьи: «Все заботятся о каждом».
Перед нами, педагогами семьи, стоит задача, чтобы среди наших воспитанников было как можно меньше трудных ребят. Воспитать самостоятельного человека - это значит создать условия для расцвета его индивидуальности, для реализации заложенных в нем природой способностей, его сущности. Для того чтобы подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, я моделирую для них различные ситуации, в которых они могут оказаться, и учу их действовать в этих ситуациях.

Цели:
1. Расширить, систематизировать знания о семейных традициях, формировании духовных ценностей семьи.
2. Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности.
3. Помочь воспитаннику детского дома понять, что есть достойная человеческая жизнь, общечеловеческие ценности.

Задачи:
- дать детям представление об основных добродетелях человека, помочь осознать связь между мыслями, словами и действиями, обучить их позитивному мышлению;
- создать условия для формирования и развития гражданских качеств: гражданственности, патриотизма, нравственности, уважения к правилам и свободам человека, любви к Родине, к семье;
- формировать гуманистическое мировоззрение, понимание смысла человеческого существования, ценности существования других людей;
- развивать гражданские позиции по отношению к Отечеству, к его гражданственным символам, народным обычаям, семейным традициям.

Характеристика временных и материальных ресурсов
Курс обучения рассчитан на два года.
В первый год обучение проводится 3 раза в месяц, из них 1-2 занятия обязательно с практической частью. Занятие длится 30-40 минут. С каждым ребенком проводится одно индивидуальное занятие в месяц.
Наполняемость семьи детского дома - 7-8 воспитанников. Группа старших воспитанников - 5-6 человек.
Создание условий для проведения занятий - гарантия успеха. Для занятий необходимо иметь просторное проветриваемое помещение, магнитофон, телевизор, грамзаписи, проигрыватель.
Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Каждое занятие - приглашение к размышлению, задача воспитателя - оказать поддержку детям, помочь им выразить свои чувства и свой опыт.

Некоторые рекомендации для педагога:
- не ставить детей в ситуацию, требующую быстрого ответа;
- предоставлять достаточно времени на обдумывание (между вопросом и ответом не менее 5-6 секунд);
- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос;
- безоценочно относиться к детям и их высказываниям, так как любая оценка, отрицательная или положительная, любой ярлык приводят к остановке развития;
- не навязывать детям каких-либо понятий и суждений.
На занятиях активно используются произведения устного народного творчества (пословицы, загадки, сказки), произведения поэтов и писателей, музыка, песни. Дети в непринужденной обстановке учатся гармоничным взаимоотношениям и взаимодействию.
Благодаря практике положительного мышления дети учатся видеть достоинства других, а не обсуждать чужие недостатки. Также дети учатся смотря и наблюдая и меньше слушая.
Личность педагога играет очень важную роль. Манера поведения учителя, каждое его действие прочно запечатлеваются в умах детей. Значит, тот, кто берет на себя задачу воспитания нравственных ценностей, должен сам обладать этими ценностями. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого веса, не принесут никакой пользы.

1-й год
Заложить фундамент сознательно нравственного поведения, усвоения моральных норм и правил поведения в семье, доме, семейных традиций и праздников. Это почва для всесторонне развитой личности.

2-й год
Обогащение моральных понятий и суждений, закрепление изученного в первый год.

«Дети не будущие личности: они уже личности. Дети - существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью».
Я.Корчак

Молодой человек или девушка - выпускники детского дома - должны сами себе пробивать дорогу, рассчитывая на себя и социальные гарантии (которые существуют в основном на бумаге). То есть понимать, как они смогут обустроить свою жизнь в современном обществе, насколько смогут взять на себя груз ответственности за решение каких-либо жизненных задач. Турниры, конкурсы, литературные игры позволяют ребятам основательно прорабатывать жизненные ситуации, воспитывают уважение к человеческой личности, учат разбираться в трудных ситуациях.
Новизна моей идеи состоит в том, чтобы, формируя самостоятельность воспитанника, растущего в условиях детдомовской, но семьи, учить его творчески относиться к решению любых проблем, возникающих в жизни, опираясь на его личные качества и особенности.
Для реализации данного проекта я разработала цикл мероприятий, позволяющих детям проявить свои способности, знания и умения в самых различных видах деятельности, ощутить себя как личность и самоутвердиться в преддверии дальнейшей взрослой жизни.

Ожидаемые результаты
    Воспитанники знают круг родственников, входящих в семью, понимают, что такое семья.
    Сформированы позитивные межличностные отношения с представителями другого пола.
    Ребята знают, как правильно питаться и как самому создать жизненно необходимые предметы домашнего обихода.
    Дети демонстрируют хорошие манеры, умеют принять гостей; знают, что подарить друзьям в день рождения; во что одеться, собираясь в гости; как ухаживать за своей одеждой, чтобы выглядеть опрятным.
    Воспитанники умеют ориентироваться в сложности жизни, защищать себя и избегать опасных ситуаций.
    Дети имеют представление о семейных традициях и праздниках, знают, что такое брак, и ориентируются в нормативно-законодательной базе в части, касающейся семьи и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Диагностика достижений
    Текущий контроль усвоения материала проходит в течение года и всего периода обучения в виде открытых дверей, мероприятий, выставок, итоговых занятий, дней именинника, праздников и т. д. После прохождения большой темы - итоговое занятие. В конце каждого учебного года итоговой аттестацией может служить степень участия детей в открытом занятии, выставке, мероприятиях, проводимых в семье, детском доме и т. д.