Руководителям органов

исполнительной власти субъектов

Российской Федерации,

осуществляющим управление

в сфере образования


Департаментом развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России 18 мая 2011 г. проведен «круглый стол» по теме «Проблемы совершенствования преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» (далее - «круглый стол»). В работе «круглого стола» приняли участие специалисты Минспорттуризма России, РАО «Институт коррекционной педагогики», Центра реабилитационно-коррекционного образования Федерального института развития образования, Российской академии медико-социальной реабилитации и др.

По результатам работы «круглого стола» сформированы и направляются для использования в практической работе рекомендации «круглого стола» (прилагаются).


Заместитель

директора департамента

А.САМОКАТОВ


Приложение


Рекомендации «круглого стола» «Проблемы совершенствования преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»


В своих выступлениях участники «круглого стола» отмечают.

Формирование физической культуры и здоровья детей является одним из приоритетных направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В настоящее время в системе образования Российской Федерации действуют более 1800 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются более 211 тысяч воспитанников. Для организации занятий спортом действуют 5 детско-юношеских спортивных адаптивных школ.

Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, предоставляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития.

Методика преподавания физической культуры детям с ограниченными возможностями здоровья имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы таких детей. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.

Работа в этом направлении проводится Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России, Паралимпийским, Сурдлимпийским комитетами России, Специальной олимпиадой России, общероссийскими федерациями спорта инвалидов.

По согласованию с Минобрнауки России в 2008 году Росспортом направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта», регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими ограниченные возможности здоровья, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 «Адаптивная физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»).

Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. №593 утверждены квалификационные характеристики ряда должностей сферы физического воспитания детей (в том числе «руководитель физического воспитания», «инструктор по физической культуре» и т.д.), предусматривающие для них соответствующие требования в части организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При подготовке концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Минобрнауки России предусмотрело реализацию мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством развития физической культуры детей.

Соответствующие предложения в части обеспечения доступности объектов образования, культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья внесены Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорттуризмом России в соответствии с компетенцией в установленном порядке в проект государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Кроме того, институтом коррекционной педагогики РАО разработана единая концепция построения «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

Вместе с тем, в организации занятиями физической культурой обнаружен ряд недостатков.

1. Отсутствие соответствующей должности по профилю «адаптивная физическая культура» в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

2. Отсутствие санитарно-гигиенических норм и правил, в которых были бы отражены требования к организации физической культуры для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

3. Отсутствие учебно-методических пособий для воспитанников (коррекционных) образовательных учреждений по физической культуре и формированию навыков здорового образа жизни.

4. Не созданы достаточные условия для организации занятий спортом детей с ограниченными возможностями здоровья.


Рекомендуют:

1. Министерству образования и науки Российской Федерации:

По итогам «круглого стола» определить необходимый перечень нормативных правовых актов, рекомендаций и других документов в части организации физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, включающие:

- предложения о включении в ЕКС должности, связанной с адаптивной физической культурой и проект квалификационных характеристик по этой должности;

- предложения по подготовке санитарно-гигиенических норм и правил в части организации физической культуры в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

- предложения по разработке и поставке учебно-методических пособий по физической культуре и формированию навыков здорового образа жизни для воспитанников (коррекционных) образовательных учреждений;

- рекомендации по созданию условий для физического развития воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- рекомендации по системе оценивания достижений воспитанников-выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по физической культуре;

- примерную программу по физической культуре для всех типов специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- модульную программу повышения квалификации педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений по формированию физической культуры и оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья;

- федеральные государственные требования к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям по минимальной оснащенности спортивным оборудованием и инвентарем и включение их в лицензионные требования;

- рекомендации по занятию спортом детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в целях информационного обеспечения и обмена опытом работы по преподаванию физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях целесообразно на регулярной основе продолжить практику проведения «круглых столов», научно-практических конференций, совещаний, семинаров с привлечением всех заинтересованных сторон, а также обеспечить размещение информации в методических журналах, средствах массовой информации, в сети Интернет.


2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования:

- оказывать научно-методическую помощь образовательным учреждениям в разработке программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в части организации физического воспитания, физической культуры, формирования здорового образа жизни воспитанников;

- определить порядок проведения экспертизы учебно-методических пособий по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- включать в региональные планы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников вопросы организации физической культуры в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.