Люблю приходить на уроки победителей конкурса «Учитель года» тогда, когда конкурс уже далеко позади, когда отгремели все победные фанфары, произнесены поздравительные речи, вручены Хрустальные пеликаны и снова начинается обычная учебная жизнь. В этот момент и хочется убедиться, что победа была не тщательно подготовленным специально к конкурсу фрагментом, а просто выбранным эпизодом из не менее тщательно выстроенной повседневной педагогической деятельности. Поэтому на урок музыки к Михаилу Стародубцеву я шла с особым интересом, ведь он всегда с гордостью рассказывает об оркестрах, которые есть в каждом классе начальной школы, а разве такое возможно?
Оказалось, что все, рассказанное Михаилом, - чистая правда. В музыкальном классе у каждого ученика формируют культуру музыкальной деятельности, что требует от ребят реальных волевых усилий. Мы знаем, что не все дети учатся в музыкальной школе, для этого нужны слух, желание играть на том или ином музыкальном инструменте, упорство и колоссальный труд. Школа №1060 не имеет никакого музыкального профиля, но играть на музыкальных инструментах предлагают всем без исключения. Выбрать инструмент можно любой, и дети этой возможностью пользуются, в оркестре есть и скрипки, и виолончели, и барабаны, и многие другие инструменты. Видимо, все это и помогает Стародубцеву создать настоящий классный (в смысле в классе, но по уровню исполнения - классный) оркестр.
Когда я слушала в исполнении учеников начальной школы арию варяжского гостя из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова (дирижировал Михаил Стародубцев), почему-то вспомнила фильм «В бой идут одни старики». Там герой Леонида Быкова тоже создавал в своей эскадрилье оркестр, который помогал летчикам не только спеться, но и слетаться, чтобы одерживать победы в воздушных боях. Класс не эскадрилья, учеба не война, но то, что игра в оркестре помогает классу стать настоящим коллективом, который умеет прислушиваться и слышать друг друга, сочувствовать и сопереживать, получить опыт совместной творческой деятельности, несомненно.
Почему я решила завершить номер, посвященный новому стандарту начальной школы, рассказом о деятельности лучшего учителя России Михаила Стародубцева? Да потому, что эта деятельность опровергает домыслы, будто новый стандарт отрывает образовательную деятельность в московской школе от традиций, созданных годами. Михаил начал свою работу задолго до того момента, когда был утвержден новый стандарт, но ему практически мало что нужно будет изменять в своей педагогической деятельности, потому что она была как бы прологом того, что предлагают сейчас московским школам в освоении нового стандарта начальной школы. И может быть, именно творческая составляющая этой деятельности и будет помогать учителям начальной школы, а потом средней и старшей, готовить к жизни и выбору своего пути в этой жизни всех своих учеников. Успеха в этом деле мы желаем всем учителям, которые 1 сентября 2011 года начнут свою работу по новому стандарту начальной школы.